Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Тюменского УГА северо-западнее Тобольска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 июня 1973 г.
Время:  13:54
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, Тобольский район, 10 км северо-западнее а/п Тобольск
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-15726
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Тобольский ОАО
 


Описание
    Пилот 293 летного отряд выполнял полет по обслуживанию экспедиции по маршруту Уват - Тобольск. Взлет в а/п Уват произведен в 10:45 мск. Загрузки не было.
    В 11:04, при входе в зону МДП а/п Тобольск пилоту от диспетчера МДП поступило указание выполнить срочное санзадание по вывозке больного ребенка из н.п. Иземеть в Тобольск. Получив указание, пилот принял решение об его выполнении, хотя остаток топлива на борту не обеспечивал благополучное завершение полета.
    К моменту принятия решения об изменении маршрута пилот имел налет 2 часа 42 минуты, при этом топлива в баках оставалось около 230 литров.
    В 11:30 была произведена посадка в н.п. Иземеть (47 км западнее трассы Уват - Тобольск). На борт были взяты больной ребенок, учащийся 6-го класса, и сопровождающий его отец.
    В 11:35 пилот произвел взлет и при запросе диспетчером МДП, где будете садиться (в черте города, на площадке или на аэродроме), ответил: «горючего у меня маловато, произведу посадку на аэродроме».
    В 11:50 после аналогичного запроса диспетчером СДП а/п Тобольск пилот вторично подтвердил, что посадка будет производиться на аэродроме.
    В 11:54 пилот успел передать на канале СДП: «Вынужден…», после чего связь с ним прекратилась.
    Организованными поисками вертолет обнаружен разрушенным в лесу в 10 км от а/п Тобольск с МК=305°. Пилот, больной и сопровождающий погибли.
    Фактическая погода а/п Тобольск в момент происшествия была: облачность 10/3 кучевая, 1000 м, видимость 20 км, ветер 210° 5-8 м/с, температура +24°, давление 753 мм рт.ст., ветер на высоте круга 240° 8 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15726
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.04.1972
Заводской номер ВС 522330032
Наработка ВС (часы) 764
Наработка ВС (циклы) 2027
Силовая установка 371621105 371601087


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Тобольский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Тобольск
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Тобольск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что пилот в процессе лётного дня не контролировал расход топлива по времени полета, о чем свидетельствует незаполненное задание на полет. К моменту остановки двигателей налет без дозаправки составлял 3 часа 30 минут, было произведено 9 взлетов и 8 посадок, что соответствует полной выработке горючего. В результате, в полете на высоте 250 м произошло самопроизвольное выключение двигателей вследствие полной выработки топлива. Посадка была произведена на авторотации НВ на лес с высотой деревьев 20-25 м, с поступательной скоростью около 40-50 км/ч в сторону открытой поляны, с МК=60°. Траектория снижения и угол встречи с деревьями составляли около 50-60°. По показаниям очевидцев, вертолет снижался быстро, винт вращался замедленно.
    Дежурный командир звена 293 ЛО, получив заявку на выполнение срочного санзадания, от его организации самоустранился, поручив эту работу службе движения а/п Тобольск. При получении задания пилот службу движения об ограничении заправки топливом не проинформировал.
    В Тобольском ОАО нет договора с районной больницей на санавиаобслуживание, в связи с чем все санзадания выполняются случайными самолетами и вертолетами.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами летного происшествия являются:
    - принятие решение пилотом на изменение маршрута с целью выполнения срочного санзадания без необходимого запаса топлива;
    - преступно-халатные действия пилота, выразившиеся в продолжении полета при явной нехватке топлива для благополучного его завершения.
    Способствующие причины:
    - неудовлетворительная организация полетов в вертолетной эскадрилье 293 ЛО;
    - пассивное управление воздушным движением вертолета Ми-2 в аварийной ситуации со стороны диспетчера МДП а/п Тобольск;
    - слабая воспитательная работа со стороны командно-руководящего состава Тобольского ОАО.
    Летному происшествию могли способствовать допустимые погрешности топливомера, достигающие ±5%.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.