Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Украинского УГА в Оренбургской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  27 декабря 1972 г.
Время:  15:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Оренбургская область, Переволоцкий район, 3 км северо-восточнее с. Абрамовка
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19392
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Херсонский ОАО
 


Описание
    Экипаж 97 летного отряда Херсонского ОАО в составе КВС Чуприна и штурмана АЭ Гончаренко (здесь и далее все фамилии изменены) выполнял задание по перегонке вертолета Ка-26 №19392 с завода в Кумертау в а/п Винница (вертолет предназначался для Винницкого ОАО).
    Взлет для следования по трассе Кумертау - Оренбург - Уральск произведен в 11:46 мск. Прогноз погоды по маршруту был летным. Вместо следования по расчетному маршруту Кумертау - Октябрьское и требование диспетчера МДП а/п Оренбург следовать по этому маршруту с выходом на н.п. Янгиз-Марьевка, КВС Чуприн принял самостоятельное решение на производство полета по неутвержденному маршруту Кумертау - Претория - Уральск (спрямленному). При следовании по этому маршруту на вызов диспетчера МДП экипаж не отвечал.
    В 12:55 через экипажи других воздушных судов диспетчер МДП получил информацию от экипажа Чуприна о пролете им ОПРС Претория в 12:45 мск. Несмотря на неоднократные вызовы диспетчером МДП и экипажами других ВС, борт №19392 больше на связь не выходил.
    Организованными поисками вертолет был обнаружен разрушенным и сгоревшим в заснеженной холмистой местности в 3 км северо-восточнее с. Абрамовка Переволоцкого района Оренбургской области (78 км северо-западнее г. Оренбург). Экипаж погиб. Катастрофа произошла в 13:00 мск (15:00 местного времени).
    Комиссией установлено, что до пролета ОПРС Претория полет выполнялся в простых метеоусловиях при высоте облачности 300-400 м и видимости 4-6 км. Пройдя около 20 км от Претории в направлении Уральска, по показаниям пилота Бондарева, перегонявшего вертолет Ка-26 №19396 с завода в а/п Запорожье (для Запорожского ОАО) и выполнявшего полет следом за Ка-26 №19392, Чуприн выполнил разворот для следования по направлению Оренбурга по причине (предположительно) показаний вольтамперметра на разрядку аккумулятора или из-за ухудшения видимости. Выполняя рекомендацию Бондарева о постановке пакетного переключателя в положение «аккумулятор», Чуприн сообщил Бондареву: «Борт всё в порядке» и в дальнейшем взял курс для следования на Уральск. После пролета н.п. Сенное, расположенного в 4 км юго-западнее трассы МВЛ Оренбург - Претория, находясь над безориентирной заснеженной местностью, вертолет внезапно попал в зону густого тумана, не предусмотренного прогнозом погоды.
    С целью перехода на визуальный полет пилот Чуприн, находясь в тумане, снизился ниже безопасной высоты, в результате чего вертолет с небольшим отрицательным углом тангажа и незначительным левым креном, на скорости горизонтального полета (130-140 км/ч) столкнулся с землей при повышающемся по курсу полета рельефе местности, разрушился и сгорел.
    Управление движением вертолета осуществлялось от Кумертау до рубежа Октябрьское авиадиспетчером вертолетного завода, от Октябрьского до места происшествия - диспетчером МДП а/п Оренбург через экипажи других ВС, так как непосредственной связи с экипажем установить было невозможно.
    По показаниям очевидцев, пилота Бондарева и командира АЭ Портнягина, производившего полеты на Ан-2 по розыску Ка-26 №19392, подтверждается наличие тумана в районе происшествия.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19392
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.10.1972
Заводской номер ВС 7202810
Наработка ВС (часы) 4
Наработка ВС (циклы) 13
Силовая установка КЕ232028 КЕ222063


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Херсонский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кумертау
Пункт назначения Уральск
Начальный пункт маршрута Кумертау
Конечный пункт маршрута Винница


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось снижение вертолета пилотом до высоты ниже безопасной с целью перехода на визуальный полет при внезапном попадании в туман, не предусмотренный прогнозом погоды, над безориентирной заснеженной местностью, в результате чего произошло его столкновение с землей.
    Способствующие причины:
    - неоправдавшийся прогноз погоды, выданный АМСГ КуВЗ;
    - неудовлетворительная подготовка экипажа к полету, отразившаяся в неправильном расчете безопасной высоты полета (ниже на 85 м) и самовольном спрямлении маршрута;
    - плохой контроль за подготовкой экипажа к перелету со стороны штурмана и диспетчера КуВЗ, который не руководствовался требованиями НПП ГА-71 и приказов МГА №450-67 г. и №721-67 г.;
    - нарушение технологии работы диспетчером МДП а/п Оренбург, выразившееся в недостаточном контроле за полетами экипажей в части ведения графического контроля, в нарушение приказов МГА №450-67 г. и №721-67 г.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.