Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Коми УГА в районе Печоры
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 июля 1973 г.
Время:  13:16
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Печорский район, 28 км юго-восточнее а/п Печора
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-36531
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Печорский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипаж 76 летного отряда выполнял полеты по гравиметрической съемке в районе Уральских гор. Выполнив задание, экипаж возвращался на базу в а/п Печора. Полет выполнялся по ПВП на высоте 300 м при следующей фактической погоде: облачность 8/0 верхняя, видимость более 6 км, ветер 30° 7 м/с, давление 756 мм рт.ст., температура +20°С.
    В 12:55 экипаж установил связь с диспетчером МДП а/п Печора и дал расчетное время прибытия в 13:25.
    В 13:11 экипаж доложил диспетчеру старта о входе в зону а/п Печора. Диспетчер дал условия подхода с посадочным курсом 340° и давление аэродрома 756 мм рт.ст. Экипаж дал подтверждение принятию информации и установке давления аэродрома. После этого радиосвязи с экипажем больше не было и на запросы он не отвечал.
    Организованными поисками вертолет обнаружен на удалении 28 км от а/п Печора с А=110° в лесу полностью разрушенным. Экипаж и служебный пассажир (инженер-геофизик) погибли. Катастрофа произошла в 13:16 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-36531
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.09.1963
Заводской номер ВС 15151
Наработка ВС (часы) 6175
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б99471033


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Печорский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Печора
Пункт назначения Печора
Начальный пункт маршрута Печора
Конечный пункт маршрута Печора


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В результате обследования места происшествия комиссия установила, что в полете сложилась аварийная обстановка, которая привела к неуправляемому полету и падению вертолета с работающим двигателем на землю с большой поступательной скоростью и большим правым креном 70-80°, с углом тангажа -60-70°.
    Комиссия сделала заключение, что основной причиной катастрофы явился отказ управления вертолетом, наиболее вероятными причинами которого могли быть:
    - обрыв рычага поводка тарелки автомата перекоса;
    - обрыв штока гидроусилителя БУ-10П поперечного управления;
    - отказ в работе основной гидросистемы и невключение при этом дублирующей гидросистемы.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Согласно проведенным позже исследованиям в ГосНИИ ГА, отказ управления вертолетом произошел из-за разрушения шарового узла рычага поводка тарелки автомата перекоса. Разрушение данного рычага по галтельному переходу имеет усталостный характер и является следствием заклинивания узла шарового шарнира, которое было вызвано устранением необходимого для нормальной работы шарового шарнира зазора при подтяжке гайки 3202-17. Подтяжка гайки производилась в АТБ Печорского ОАО 26 июня авиатехником-бригадиром под контролем сменного инженера и 14 июля авиамехаником под руководством инженера ОТК при устранении люфта в шаровом соединении рычага поводка тарелки автомата перекоса.
    Устраняя люфт 26 июня, вышеназванные работники АТБ оставили без внимания тот факт, что автомат перекоса имел установленный ресурс 1000 часов и наработал с начала эксплуатации только 575 часов, являясь гарантийным, что требует присутствия представителя завода-изготовителя.
    При повторной проверке люфта 14 июля работников АТБ не насторожил сам факт повторения дефекта. Не выясняя истинную причину уменьшения затяжки пакета тарельчатых пружин шарового соединения и решив, что люфт в шаровом соединении является следствием самопроизвольного отворачивания гайки 3202-17 из-за ослабления ее контровки, авиамеханик осуществил подтяжку гайки, повернув ее на 90°. Величина момента затяжки из-за отсутствия рекомендованных значений в технологических картах инженером ОТК проконтролирована не была, хотя имелось циркулярное письмо МГА от 23.10.72 о разрушениях этого узла вследствие недопустимой затяжки гайки 3202-17.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.