Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Восточно-Сибирского УГА в н.п. Черемхово Читинской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 сентября 1973 г.
Время:  17:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, Красночикойский район, село Черемхово
Тип ВС:  Ми-1МНХ
Регистрация ВС:  СССР-17950
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
 


Описание
    КВС 183 летного отряда Голоколенко (здесь и далее все фамилии изменены)с 29 марта был выставлен на оперативную точку Черемхово Читинской области для выполнения десантно-съемочных и транспортных полетов по обслуживанию гравиразведочной партии Восточного геофизического треста. Проживая в н.п. Черемхово, пилот завёл знакомства с местными жителями Трифоновым, Севастьяновым и другими. В день происшествия, по их просьбе, Голоколенко решил выполнить полет без заявки за кедровыми орехами. Накануне и в день вылета КВС употреблял спиртные напитки. И.о. начальника аэропорта Черемхово Коломойцев вместо честного выполнения своих служебных обязанностей, сам принимал участие в распитии спиртных напитков перед полетом совместно с пилотом и пассажирами вертолета.
    В первой половине дня 23 сентября фактическая погода в районе аэродрома была штормовой и пилот с пассажирами вертолета в ожидании ее улучшения неоднократно употребляли спиртные напитки как в аэровокзале, так и вне его (в пос. Афонькино). С улучшением погоды во второй половине дня Голоколенко решил вылететь в н.п. Харцага для доставки охотника Трифонова к месту его жительства. Решение о полете за орехами за недостаточностью светлого времени было изменено.
    Так как прогноз погоды был нелетным, Голоколенко и и.о. начальника а/п Черемхово Коломойцев Г.В. дали указание радиооператору Рублеву не передавать радиограмму о вылете вертолета и не включать командную радиостанцию до обратного прибытия вертолета (примерно до 10:00 мск). Барограф с вертолета был специально оставлен на аэродроме.
    Около 08:30 мск Голоколенко произвел взлет с охотником Трифоновым на борту, а также взятыми с целью катания Коломойцевым, зам. главного врача курорта Ямаровка Семиным и директором школы-интерната Севастьяновым. Полетный вес 2655 кг превышал допустимый на 185 кг. Центровка выходила за пределы максимальной передней и составляла +0,178 мм. Авиатехник Белявский перед вылетом находился у вертолета. Видя, что пилот и пассажиры находятся в состоянии алкогольного опьянения, он никаких мер по недопущению вылета не предпринял.
    По прибытию в н.п. Харцага охотник Трифонов пригласил всех прилетевших к себе в гости, где пилот и пассажиры также употребляли спиртные напитки.
    Через 30-40 минут стоянки КВС с тремя пассажирами произвел взлет в направлении Черемхово. По пути он производил посадки в н.п. Анги и Стеклозавод. В последнем пункте посадки пилот и пассажиры зашли к матери Семина, где продолжали употреблять спиртные напитки, а затем, через 40-45 минут, взяв на борт лесника Черемховского лесхоза Коломойцева М.В., произвели взлет в направлении Черемхово на перегруженном вертолете с предельно передней центровкой.
    Выйдя на связь с а/п Черемхово, Голоколенко сообщил время прибытия и получил разрешение на посадку. Будучи в состоянии опьянения, выполняя полет на малой высоте, с пилотированием он не справился.
    В 17:42 местного времени, примерно в 2,5 км от торца ВПП с МКп=290° вертолет столкнулся с крышами домов села Черемхово и упал на улицу. Первое столкновение с крышей деревянного дома высотой 5,5 м произошло левой стойкой шасси в 123 м от места падения вертолета. Левая стойка шасси отделилась. Крыша дома был частично разрушена. Затем правой стойкой шасси и пилотской кабиной вертолет ударился о крышу соседнего дома высотой 5,2 м в 113,5 м от места падения вертолета. Крыша дома обрушилась. Находившаяся в доме женщина получила тяжелые травмы. Частично разрушенный вертолет продолжал полет с левым креном. Пассажир Коломойцев М.В. выпал из вертолета и упал на крышу сарая в 86 м от места падения вертолета, получив тяжелые травмы. Продолжая полет, вертолет разрушил несущим винтом крышу дома в 19 м от места падения и упал на проезжую часть грунтовой сельской улицы. Все находившиеся на борту погибли. Пожара не было.
    В организме КВС обнаружено 3,4‰ алкоголя в крови и 3,2‰ в моче, что соответствует тяжелой степени алкогольного опьянения (или 700 мл 40%-ной водки, учитывая массу его тела)
    Комиссия установила, что за время работы на оперативной точке с 29 марта Голоколенко проверялся только 4 раза. Проверки носили поверхностный и формальный характер, поэтому не было вскрыто, что еще с апреля он систематически употреблял спиртные напитки. Начальник а/п Черемхово Плотников мер по пресечению пьянства КВС не принял и командирам Читинского и Улан-Удэнского ОАО не сообщил.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1МНХ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-17950
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.08.1963
Заводской номер ВС 602015
Наработка ВС (часы) 3727
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 73234


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является полет пилота Голоколенко в состоянии опьянения на перегруженном вертолете, имеющем предельно переднюю центровку на малой высоте над препятствиями.
    Другие причины:
    - отсутствие должного контроля со стороны командно-руководящего состава Улан-Уденского ОАО за экипажами, работающими в отрыве от базы;
    - отсутствие должного контроля за организацией и проведением полетов в аэропортах МВЛ со стороны командно-руководящего состава Читинского ОАО;
    - отсутствие предполетного медицинского контроля за экипажами в аэропортах МВЛ Улан-Уденского и Читинского ОАО.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.