Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Туркменского УГА близ а/п Ташауз
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 октября 1973 г.
Время:  08:11
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, близ а/п Ташауз
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-71209
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО
Рейс:  112
 


Описание
    Экипаж 165 летного отряда выполнял полет по перевозке 1 500 кг груза – воды в баках центроплана и 125 кг почты. На борту также находился 1 служебный пассажир – авиатехник вертолета Ми-1. Взлет произведен в 08:07 мск. В 08:08 экипаж доложил: «После взлета на первом развороте». Диспетчер дал команду «1200». Затем экипаж доложил: «Выполняю заход на посадку, левый двигатель обороты сдал». Через 10 секунд экипаж доложил, что будет заходить на посадку с курсом взлета. Диспетчер ответил: «Заходите». В дальнейшем больше никаких докладов с борта не поступало. По показаниям очевидцев, на высоте 50-60 м самолет с малым креном (5-10°) начал производить левый разворот. Винт левого двигателя был зафлюгирован, шасси убраны. После окончания разворота полет проходил с магнитным курсом, обратным посадочному, с большим углом тангажа, с потерей высоты и скорости. Во избежание лобового столкновения с деревьями высотой 10 м и жилыми кибитками, экипаж сделал попытку перетянуть препятствия взятием штурвала на себя. Окончательно потеряв скорость, в 08:11 самолет в 3 км севернее аэропорта на траверзе ВПП перешел в правый крен и отвесное пикирование и под углом 90° столкнулся с землей в поле. Фюзеляж разрушился по 12-14 шпангоуты и частично сгорел. Фактическая погода в момент ЛП была: облачность 5/0 баллов, средняя, верхняя, видимость 10 км, ветер 90°, 7 м/с, давление 759 мм рт.ст., t=+9°С.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-71209
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.08.1951
Заводской номер ВС 18439208
Наработка ВС (часы) 16994
Наработка ВС (циклы) 15770
Силовая установка К14195176 КЛ 5115048


Сведения о рейсе

Номер рейса 112
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ташауз
Пункт назначения Дарваза
Начальный пункт маршрута Ташауз
Конечный пункт маршрута Ашхабад


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что экипаж своевременно обнаружил падение оборотов левого двигателя. В промежуток времени, пока экипаж оценивал происходящее и флюгировал воздушный винт, самолет потерял скорость и развернулся влево до 30-40°, поэтому экипаж принял решение производить посадку с курсом взлета левым разворотом. Обнаружив, что полет без снижения невозможен, экипаж принял решение произвести вынужденную посадку в поле на подобранную площадку. Видя на последнем этапе полета, что самолет находится на малой высоте ниже расчетной траектории снижения и неизбежно столкнется с препятствиями, экипаж взятием штурвала на себя преодолел их. Скорость полета при этом упала ниже эволютивной. Самолет перешел в штопорное положение и столкнулся с землей носовой частью фюзеляжа под углом около 90°. Экипаж не использовал возможность произвести посадку перед собой сразу после обнаружения падения оборотов двигателя, а начал выполнять разворот на аэродром.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственная причина катастрофы – отказ в работе левого двигателя в режиме набора высоты до 100 м и невозможности в создавшейся ситуации дальнейшего полета без снижения.
    Катастрофе способствовали усложненные условия (малая высота, наличие препятствий) при выполнении вынужденной посадки. Преждевременное снижение самолета ниже расчетной траектории привело к тому, что экипаж при преодолении препятствий не в состоянии был справиться с пилотированием самолета из-за уменьшения скорости ниже эволютивной.
    Сопутствующие причины: недостаточная организация руководства воздушным движением в а/п Ташауз – диспетчером КДП допущены нарушения фразеологии радиообмена, а после получения от экипажа сообщения об отказе двигателя он визуального наблюдения за самолетом не производил.
    Истинную причину падения оборотов левого двигателя комиссия установить не смогла. Комиссия предположила, что причиной этого могло являться кратковременное переобогащение смеси из-за заедания иглы поплавковой камеры карбюратора, что на основании анализа летных происшествии с самолетами Ли-2 за последние 10 лет является распространенным конструктивно-производственным дефектом данного узла.
    В дальнейшем ГОС НИИГА провело исследование узлов левого двигателя. Было установлено, что положение золотника 3-х ходового топливного крана относительно корпуса крана отличается от установленного технической комиссией. Вместо указанных в акте 60-70% перекрытие входного отверстия крана составляет 92%. Отверстие на левый двигатель перекрыто полностью, на правый двигатель – на 50-60%. Пружина фиксатора 3-х ходового крана могла быть в обжатом состоянии до размера 12,7 мм только в том случае, если шарик фиксатора находился на одном из кулачков валика управления краном, т.е. кран находился в незафиксированном положении.
    На основании данного заключения причиной отказа в работе левого двигателя явилась недостаточная подача топлива из-за перекрытия входного сечения 3-х ходового крана бензосистемы на 92%.
    Вероятными причинами неполного открытия крана могли быть:
    а) отказ в работе фиксирующего механизма бензокрана из-за возможной усадки его пружины;
    б) ошибочные действия бортмеханика по эксплуатации бензосистемы самолета согласно РЛЭ.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     После этой катастрофы было принято решение о прекращении эксплуатации самолетов Ли-2 в управлениях гражданской авиации МГА СССР.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.