Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Восточно-Сибирского УГА в районе Мамы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 ноября 1975 г.
Время:  14:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Мамско-Чуйский район, близ Мамы
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-29072
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Бодайбинский ОАО
 


Описание
    10 ноября экипаж 133 летного отряда в составе КВС Воронцова Ю.П. (здесь и далее все фамилии изменены), второго пилота Серых В.И. и бортмеханика Черняева В.В. был направлен в а/п Мама для выполнения специальных работ.
    25 ноября в 08:30 мск в АДС поступила заявка на выполнение срочного санзадания по доставке больного ребенка (мальчика 4-х лет с острым менингитом) из н.п. Луговский (27 км от Мамы) в а/п Мама. Получив заявку, ст. диспетчер службы движения а/п Мама Лапшин Г.П. вызвал экипаж Воронцова. В это время в аэропорту находился зам. к-ра 2АЭ Данилов Б.А., проверявший работу экипажей в отрыве от базы. Данилов принял решение выполнить срочное санзадание в составе экипажа Воронцова, без бортмеханика.
    Прогноз погоды по району а/п Мама с 07 ч до 10 ч предусматривал: облачность 6-9 баллов 1200-1700 м, 2-5 баллов разорванно-дождевая 900-1100 м, сильная болтанка, в облаках и осадках умеренное обледенение, снег, видимость 4-6 км, кратковременно 1000-1500 м.
    Данный прогноз погоды не соответствовал условиям для выполнения срочного санзадания.
    В 08:43 мск поступил новый прогноз погоды с 10 до 13 часов: облачность 6-9 баллов кучево-дождевая 1200-1700 м, 2-5 баллов разорванно-дождевая 900-1100 м, умеренная болтанка, в облаках и осадках умеренное обледенение, снег, видимость 3-5 км. С этим прогнозом экипаж ознакомился и в 08:47 Воронцов расписался на бланке радиограммы.
    Предполетная подготовка экипажем была проведена неудовлетворительно, метеоподготовку на АМСГ экипаж не проходил, на бланке АВ-2 не расписался и отметки АМСГ о прохождении метеоподготовки в полетном задании не имел. В штурманском бортжурнале безопасная высота была рассчитана неправильно.
    В 09:00 экипаж принял решение на вылет по нелетному прогнозу погоды предусматривающему кратковременное ухудшение видимости до 1000-1500 м. Ст. диспетчер а/п Мама Лапшин подготовку экипажа к вылету проверил формально и дал диспетчерское разрешение.
    В 09:12 экипаж произвел взлет в а/п Мама. По пути следования экипаж произвел смену радиометристов на УКВ-радиопередатчике на горе с отметкой 1054 м, что не было предусмотрено заданием. В 09:35 вертолет благополучно приземлился в н.п. Луговский, принял на борт мать с больным ребенком, а также взял неоформленного пассажира - юношу, подлежащего призыву в армию. Всего на борту при взлете, произведенном в 09:40, находилось 4 взрослых пассажира и ребенок. Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы.
    Полет выполнялся по руслу реки Мама на истинной высоте 300 м. В 09:46 экипаж доложил диспетчеру КДП а/п Мама о производстве взлета и получил от него данные о фактической погоде на аэродроме, которые соответствовали минимуму.
    Продолжая полет, экипаж увидел впереди снежный заряд. По объяснениям КВС и второго пилота, командир вертолета Воронцов предлагал по СПУ проверяющему Данилову произвести возврат, но тот принял решение продолжать полет со снижением и на малой скорости. Войдя в снежный заряд, экипаж принял решение на возврат, выполнил левый разворот и продолжал полет со снижением в условиях ограниченной видимости (менее 1000 м) на скорости 70-80 км/ч, при этом не следил за показаниями высотомеров. Пройдя примерно 1,5 км после разворота, в 09:58 мск вертолет столкнулся со льдом реки Мама и на наполовину затонул в перевернутом положении. КВС и второй пилот выныривали из затонувшей кабины. Мер по осмотру пилотской кабины, где находился проверяющий Данилов, в создавшейся обстановке не было принято. Проверяющий погиб. Ребенок и его мать, сопровождавшая ребенка медсестра, радиометрист и неоформленный призывник невредимы. До момента столкновения матчасть вертолета работала исправно.
    Через 5 минут после расчетного времени прибытия ст. диспетчер а/п Мама Лапшин организовал поиски на вертолете Ми-4 №02320, потерпевший катастрофу вертолет был им найден. В 11:09 Ми-4 №02320 взлетел со спасенными с места происшествия в а/п Мама.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 4 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-29072
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.02.1963
Заводской номер ВС 08139
Наработка ВС (часы) 8625
Наработка ВС (циклы) 9050
Силовая установка Б9036044


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Бодайбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Мама
Начальный пункт маршрута Мама
Конечный пункт маршрута Мама


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия пришла к заключению, что при попадании в сложные метеоусловия экипаж принял запоздалое решение на возврат, проявил растерянность, взаимодействие при пилотировании в сложных метеорологических условиях отсутствовало, контроль по приборам за высотой полета не осуществлялся.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной летного происшествия является нарушение экипажем правил полетов, выразившееся в:
    - несвоевременном возврате при встрече с опасными метеоусловиями;
    - невыдерживании безопасной высоты;
    - плохом взаимодействии в экипаже.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.