Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в а/п Тазовский
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 ноября 1974 г.
Время:  10:44
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Тазовский
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-29068
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Тазовская ОАЭ
 


Описание
    Экипаж Тазовской ОАЭ выполнял задание по обслуживанию экспедиции.
    Метеоусловия в а/п Тазовский были: ясно, видимость 10 км, ветер 270° 4 м/с, температура окружающего воздуха -39°С, давление 753 мм рт.ст.
    Утром экипаж прошел предполетную подготовку по маршруту Тазовский - Находка в полном объеме, прибыл на вертолет и принял его от авиатехника. В это время был закончен подогрев редукторов вертолета и командир приступил к запуску двигателя. После прогрева двигателя до необходимых температур КВС стал производить раскрутку несущего винта. В установленное время винт не набрал положенных оборотов и командир выключил муфту и двигатель. Через 5…7 минут был произведен повторный запуск двигателя и раскрутка несущего винта. Командир запросил точное время и контрольную связь. Диспетчер сообщил время 08:40 мск, слышимость хорошая. Экипаж произвел необходимые работы согласно контрольной карты обязательных проверок и доложил диспетчеру: «карту выполнил, к взлету готов». Диспетчер ответил: «контрольное висение, взлет разрешаю».
    В момент отрыва от земли в 08:44 мск вертолет на высоте 1,5…2 м начал энергично увеличивать угол тангажа и перемещаться назад и вправо. КВС отдал ручку циклического шага «от себя», почувствовав вибрацию ручки и отсутствие реакции вертолета на отклонение органов управления. Вертолет продолжил перемещаться с увеличением тангажа. По показаниям очевидцев, угол тангажа был близок к касанию хвостовым винтом о землю. В дальнейшем при положении ручки циклического шага «от себя» вертолет начал уменьшать угол тангажа и, не зафиксировав горизонтального положения, несмотря на то, что командир взял ручку «на себя», стал увеличивать угол пикирования и перемещаться вперед и влево. КВС и второй пилот общими усилиями взяли ручку циклического шага полностью «на себя», но вертолет не реагировал и под большим углом ударился лопастями несущего винта о землю и опрокинулся на левый борт в 40 м от вертолетной площадки.
    Вся аварийная ситуация развивалась 4…5 секунд. Вертолет получил значительные разрушения. Действиями экипажа и подоспевшего авиатехника служебный пассажир был освобожден из под дополнительного топливного бака и от привязных ремней и вынесен из вертолета. Наземные службы аэропорта в течение 3…5 минут обеспечили прибытие скорой помощи. По дороге в больницу пассажир скончался. Экипаж получил незначительные ушибы.
    Комиссия установила, что 10 октября вертолет был подготовлен к осенне-зимней навигации. В осевые шарниры втулки несущего винта залита смазка МС-14, что соответствовало установившейся в то время температуре окружающего воздуха. С 22 октября по 22 ноября вертолет не летал по причине отсутствия лопастей несущего винта и гидроусилителя продольного управления. 22 ноября лопасти и гидроусилитель установили в Тазовской АТБ. При выполнении работ по подготовке вертолета к полетам ни начальник АТБ, ни инженер ОТК не проверили ни по документам, ни фактически, сорт смазки в осевых шарнирах несущего винта. 24 и 25 ноября вертолет совершал производственные полеты при температурах воздуха от -16°С до -26°С. В ночь с 25 на 26 ноября температура воздуха понизилась до -39°С. Выпуская 26 ноября вертолет в полет, авиатехник также не проверил соответствие смазки температуре данного дня. Несмотря на неоднократные требованию со стороны Тюменского Управления ГА проверить соответствие смазок понизившимся температурам воздуха, начальник Тазовского АТБ эту работу не выполнил, своей записью на распоряжении о проверке смазок подтвердил их соответствие требованиям руководящих документов.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-29068
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.09.1962
Заводской номер ВС 11134
Наработка ВС (часы) 9885
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б91171392


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Тазовская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тазовский
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Тазовский
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: При выполнении контрольного висения на вертолете произошел частичный отказ управления от ручки циклического шага по причине застывания смазки МС-14 в осевых шарнирах втулки несущего винта при низкой температуре наружного воздуха (-39°С).
    Виновниками катастрофы являются начальник АТБ Тазовской ОАЭ, инженер ОТК и авиатехник, допустившие эксплуатацию вертолета в условиях низких температур воздуха на смазке МС-14 вместо положенной по регламенту технического обслуживания смазки ВНИИНП-25.
    Происшествию способствовало непринятие мер со стороны командира Тазовской ОАЭ по комплектованию инженерно-технического состава АТБ, в результате чего вертолетный участок АТБ не имел стабильного руководящего состава.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.