Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие с Ка-26 Молдавского УГА в Криулянском районе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 октября 1975 г.
Время:  10:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Молдавская ССР, Криулянский район, н.п. Коржево
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19108
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Молдавское УГА, Кишиневский ОАО
 


Описание
    КВС 253 летного отряда, авиатехник и авиамоторист выполняли АХР по внесению минеральных удобрений с оперативной точки Коржево в колхозе им. Кирова Криулянского района Молдавской ССР с 11 октября.
    15 октября предусматривался нелетный прогноз погоды (облачность 150-250 м), но пилот, в нарушение п.9.3.3. и 9.3.4 НПП ГА-71 и Руководства по АХР начал выполнять производственные полеты, регулярно выходя на связь с диспетчером АХР аэропорта Кишинев.
    В 10:35 КВС доложил, что прекращает полеты из-за ухудшения видимости до 3 км и что при улучшении видимости полеты будут возобновлены. Вернувшись на оперативную точку после выполнения полета на гон, пилот произвел посадку на рабочую площадку, при этом, с целью придания вертолету горизонтального положения, он приземлил вертолет передними колесами на бетон, а задними на грунт, так как бетонная площадка имела продольный уклон.
    При приземлении, видя, что загрузочная бригада направляется для загрузки (а полеты пилот решил прекратить), не полностью сбросив «шаг-газ» в крайнее положение и не выведя коррекции влево на оборотах несущего винта около 80%, КВС отвлекся от управления, бросил ручку циклического шага и начал правой рукой подавать сигналы загрузчикам на запрещение загрузки.
    При этом наклон пилота вправо мог привести к непроизвольному увеличению «шаг-газа». По показаниям пилота, после подачи сигнала загрузчикам он посмотрел на положение вертолета, который был с левым креном. Для устранения крена пилот резко дал ручку циклического шага вправо, в результате чего вертолет резко накренился вправо и задел лопастями несущего винта за землю. В результате вертолет, разрушаясь, лег на правый борт и получил повреждения. При опрокидывании лопастями несущего винта была серьезно травмирована рабочая колхоза (травматическая ампутация правого бедра и предплечья, открытый оскольчатый перелом нижней челюсти), а обломками несущего винта тяжело травмирована в голову другая колхозница, которая была доставлена в больницу в состоянии комы и скончалась через 15 часов после происшествия.
    Факт отвлечения внимания пилотом от управления и подачи им сигнала правой рукой подтверждают большинство очевидцев - рабочих бригады и авиатехник.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 0 0
На земле   1
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19108
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.12.1971
Заводской номер ВС 7102210
Наработка ВС (часы) 1433
Наработка ВС (циклы) 11950
Силовая установка КЕ342082 КЕ212055


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Молдавское УГА, Кишиневский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной ЧП является отвлечение внимания от пилотирования пилотом на этапе посадки, оставление вертолета без управления и неправильные действия по исправлению допущенного нарушения, что привело к опрокидыванию вертолета, его поломке и к чрезвычайному происшествию.
    Способствующие причины:
    а) неудовлетворительная организация АХР на оперативной точке Коржево, несоблюдение правил по охране труда и техники безопасности со стороны пилота и авиатехника, выразившееся в неприменении установленных сигналов и непринятии мер по предотвращению самовольного подхода членов загрузочной бригады к вертолету;
    б) нарушение основных правил по обслуживанию вертолета на АХР рабочими загрузочной бригады, выразившееся в самовольном подходе к вертолету без разрешения авиатехника.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.