Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Узбекского УГА в районе Келифа
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 февраля 1976 г.
Время:  12:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, Чарджоуская область, близ н.п. Келиф
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-66873
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
 


Описание
    Экипаж 164 летного отряда выполнял транспортно-связной полет для обслуживания заказчика - Мубарекского районного управления магистральных газопроводов (Управление «Мубарекгаз») для доставки продуктов питания по маршруту Карши - Келиф.
    Прогноз погоды по маршруту с 12 до 18 часов предусматривал: южная периферия антициклона, облачность 1-4 балла разорванно-дождевая, разорванно-слоистая, 200-300 м, 3-7 баллов средняя 1000-1500 м от наивысшей точки, умеренная болтанка, дымка, видимость 6-10 км, горы открыты. Данный прогноз погоды соответствовал минимуму КВС по ПВП.
    Взлет в а/п Карши произведен в 11:57 мск. Полет проходил по трассе газопровода, на безопасной высоте, в условиях фактической погоды, соответствовавшей прогнозу, за исключением ветра, отличавшегося от прогнозируемого по направлению (на 180°) и по скорости (50 км/ч вместо 10 км/ч).
    Ввиду непосредственной близости госграницы от вертолетной площадки и, учитывая господствующие юго-западные ветра и горный рельеф местности, ИПП площадки предусматривает предварительный маневр отворотом влево с последующим правым доворотом для осмотра площадки и дальнейшей посадки против ветра. Учитывая вышеуказанное, при подлете к площадке, выполняя маневр отворотом влево для обхода возвышенности 447 м, экипаж внезапно встретил метеоусловия, обусловленные выносом снежных зарядов с территории Афганистана в район площадки, расположенной в сложном горном рельефе. В создавшейся обстановке КВС принял единственно правильное решение выйти из зоны осадков отворотом вправо в сторону понижения рельефа местности, однако, вследствие сильной турбулентности воздушных масс и интенсивного сноса, обусловленного местным орографическим ветром, энергично это сделать не смог, что привело к значительному увеличению радиуса разворота, сносу вертолета в сторону препятствий, не просматриваемых из-за крена вертолета и резкого ухудшения видимости, и последующему столкновению с ними в 12:50 мск. Столкновение с горой произошло с правым креном, с вертикальным броском вертолета вниз за счет нисходящего потока в зоне интенсивной турбулентности. Первоначально вертолет ударился о скальный карниз склона горы Кулапашар высотой 644 м на отметке 600 м передними амортстойками шасси и после их сноса, получив большой тормозной рывок, столкнулся носовой частью со склоном горы и разрушился. Разброс обломков на расстоянии 25-30 м в секторе 30° подтверждает наличие большой вертикальной составляющей, направленной вниз при столкновении. Экипаж предпринял в последний момент перед столкновением энергичные меры для парирования вертикального броска вниз. Вследствие возникновения пожара большая часть конструкции вертолета уничтожена. Экипаж погиб.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-66873
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.09.1959
Заводской номер ВС 0980
Наработка ВС (часы) 9456
Наработка ВС (циклы) 16052
Силовая установка Б92471913


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Карши
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Карши
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явилось внезапное попадание вертолета в зону осадков и значительной турбулентности воздушных масс, обусловленных орографией горной местности в зоне вертолетной площадки.
    Происшествию способствовало:
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды на конечном участке маршрута (в зоне вертолетной площадки);
    2) Недостаточная сеть пунктов метеонаблюдения в районе полета и отсутствие метеонаблюдений на вертолетной площадке Келиф;
    3) Отсутствие у КВС опыта полетов в сложных метеоусловиях.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.