|
|
|
Катастрофа Ми-2 Казахского УГА в районе Усть-Каменогорска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 мая 1982 г.
Время: 10:46
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, Восточно-Казахстанская область, близ Усть-Каменогорска
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-20341
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
21 апреля пилот 328 летного отряда получил задание перегнать вертолет Ми-2 №20341 на АРЗ-406 (г. Актюбинск) для ремонта. До 7 мая вылеты неоднократно переносились из-за неисправности матчасти вертолета.
7 мая взлет в а/п Усть-Каменогорск произведен в 07:36 мск (10:36 местного времени) по маршруту Усть-Каменогорск - Семипалатинск - Павлодар - Целиноград - Атбасар - Кустанай - Джетыгара - Орск - Актюбинск с посадками в этих аэропортах. Прогноз погоды и фактическая погода по маршруту не препятствовали выполнению полета по ПВП.
После взлета, в 07:37:59, КВС доложил диспетчеру СДП, что на частоте 133,1 диспетчер круга не отвечает. Диспетчер СДП дал рекомендацию еще раз выйти на эту частоту и вызвать «Круг». В 07:39:28 пилот доложил диспетчеру СДП о том, что частота круга 133,1 и подхода 126,0 у него не работает. Диспетчер старта, не вникнув в содержание доклада пилота, дал команду следовать вправо на контрольный ориентир выхода н.п. Прогресс. КВС, не установив связь с диспетчером подхода со второй попытки, принял решение на возврат, о чем доложил диспетчеру СДП и запросил заход на посадку правым кругом с МК=305°, на что получил разрешение и указание следовать по ПВП на высоте 400 м по давлению 740 мм рт.ст. к третьему развороту с МКп=305°. КВС доложил: «341, сию 400-740, правым 305°».
Около 07:42 (из анализа барограммы и показаний свидетеля) вертолет попал в облачность. КВС неправильно оценил метеообстановку, продолжая полет в облаках, изменяя высоту и направление полета, в нарушение требований пп. 3.3.2, 5.5.12, 5.5.15, 5.6.4 НПП ГА-78, а с целью скрытия данных нарушений дал указание авиатехнику выключить барограф.
В 07:45:47 КВС доложил: «высота 350 метров, в облачность попал, под Ваше руководство», из чего следует, что он более трех минут выполнял полет в облаках, не информируя службу движения об условиях полета (нарушение п.5.5.12 НПП ГА-78). Диспетчер старта, не установив местонахождение вертолета, в нарушение п.5.5.14 и п. 5.6.4 НПП ГА-78 в части назначения высоты полета по ППП, дал указание на снижение для выхода на визуальный полет. После подтверждения указания пилотом о начале снижения для выхода на визуальный полет связь с бортом прекратилась.
Вертолет столкнулся с пологим (+2°) склоном холма в 7,5 км с А=35° от а/д Усть-Каменогорск (50°05’СШ, 82°38’ВД) с превышением 208 м от уровня аэродрома, на скорости 80-110 км/ч, с отрицательным углом тангажа (-3°) по отношению к поверхности склона и вертикальной скоростью снижения 1-1,5 м/с. КВС погиб, авиатехник получил тяжелые ранения. Вертолет полностью разрушился и частично сгорел.
Фактическая погода в районе АП характеризовалась наличием очага приподнимавшегося радиационного тумана, верхняя граница которого находилась на уровне 450 м по давлению аэродрома.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-20341 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
21.03.1975 |
Заводской номер ВС |
544027035 |
Наработка ВС (часы) |
3879 |
Наработка ВС (циклы) |
7127 |
Силовая установка |
361693106 261682092 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Усть-Каменогорск |
Пункт назначения |
Семипалатинск |
Начальный пункт маршрута |
Усть-Каменогорск |
Конечный пункт маршрута |
Актюбинск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: приняв решение о возврате из-за отсутствия связи на частоте «Круга» и «Подхода» аэродрома Усть-Каменогорск и доложив диспетчеру СДП о причине возврата, пилот после выполнения разворота для возврата оказался в условиях ухудшенной видимости из-за наличия дымки и полета против солнца. Выполняя полет в таких условиях, КВС попал в приподнятый туман и снизился до высоты 323 м (последняя высота, зафиксированная на барографе до момента его выключения экипажем). Продолжая полет в этих условиях, находясь на высоте ниже безопасной, с выключенным радиовысотомером, КВС слепо выполнил безрассудное указание диспетчера старта на снижение для выхода на визуальный полет, что привело к столкновению вертолета с землей. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: основной причиной катастрофы является нарушение КВС пп 3.3.2, 5.6.12, 5.5.15 и диспетчером СДП пп. 5.6.4 и 5.5.14 НПП ГА-78, что привело к столкновению вертолета с землей.
Происшествию сопутствовало:
- отсутствие радиосвязи на частоте «Круга» и «Подхода»;
- попадание вертолета в метеоусловия, не предусмотренные прогнозом погоды по аэродрому.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|