Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Казахского УГА в районе Усть-Каменогорска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 мая 1982 г.
Время:  10:46
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Восточно-Казахстанская область, близ Усть-Каменогорска
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20341
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
 


Описание
    21 апреля пилот 328 летного отряда получил задание перегнать вертолет Ми-2 №20341 на АРЗ-406 (г. Актюбинск) для ремонта. До 7 мая вылеты неоднократно переносились из-за неисправности матчасти вертолета.
    7 мая взлет в а/п Усть-Каменогорск произведен в 07:36 мск (10:36 местного времени) по маршруту Усть-Каменогорск - Семипалатинск - Павлодар - Целиноград - Атбасар - Кустанай - Джетыгара - Орск - Актюбинск с посадками в этих аэропортах. Прогноз погоды и фактическая погода по маршруту не препятствовали выполнению полета по ПВП.
    После взлета, в 07:37:59, КВС доложил диспетчеру СДП, что на частоте 133,1 диспетчер круга не отвечает. Диспетчер СДП дал рекомендацию еще раз выйти на эту частоту и вызвать «Круг». В 07:39:28 пилот доложил диспетчеру СДП о том, что частота круга 133,1 и подхода 126,0 у него не работает. Диспетчер старта, не вникнув в содержание доклада пилота, дал команду следовать вправо на контрольный ориентир выхода н.п. Прогресс. КВС, не установив связь с диспетчером подхода со второй попытки, принял решение на возврат, о чем доложил диспетчеру СДП и запросил заход на посадку правым кругом с МК=305°, на что получил разрешение и указание следовать по ПВП на высоте 400 м по давлению 740 мм рт.ст. к третьему развороту с МКп=305°. КВС доложил: «341, сию 400-740, правым 305°».
    Около 07:42 (из анализа барограммы и показаний свидетеля) вертолет попал в облачность. КВС неправильно оценил метеообстановку, продолжая полет в облаках, изменяя высоту и направление полета, в нарушение требований пп. 3.3.2, 5.5.12, 5.5.15, 5.6.4 НПП ГА-78, а с целью скрытия данных нарушений дал указание авиатехнику выключить барограф.
    В 07:45:47 КВС доложил: «высота 350 метров, в облачность попал, под Ваше руководство», из чего следует, что он более трех минут выполнял полет в облаках, не информируя службу движения об условиях полета (нарушение п.5.5.12 НПП ГА-78). Диспетчер старта, не установив местонахождение вертолета, в нарушение п.5.5.14 и п. 5.6.4 НПП ГА-78 в части назначения высоты полета по ППП, дал указание на снижение для выхода на визуальный полет. После подтверждения указания пилотом о начале снижения для выхода на визуальный полет связь с бортом прекратилась.
    Вертолет столкнулся с пологим (+2°) склоном холма в 7,5 км с А=35° от а/д Усть-Каменогорск (50°05’СШ, 82°38’ВД) с превышением 208 м от уровня аэродрома, на скорости 80-110 км/ч, с отрицательным углом тангажа (-3°) по отношению к поверхности склона и вертикальной скоростью снижения 1-1,5 м/с. КВС погиб, авиатехник получил тяжелые ранения. Вертолет полностью разрушился и частично сгорел.
    Фактическая погода в районе АП характеризовалась наличием очага приподнимавшегося радиационного тумана, верхняя граница которого находилась на уровне 450 м по давлению аэродрома.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20341
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.03.1975
Заводской номер ВС 544027035
Наработка ВС (часы) 3879
Наработка ВС (циклы) 7127
Силовая установка 361693106 261682092


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Каменогорск
Пункт назначения Семипалатинск
Начальный пункт маршрута Усть-Каменогорск
Конечный пункт маршрута Актюбинск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: приняв решение о возврате из-за отсутствия связи на частоте «Круга» и «Подхода» аэродрома Усть-Каменогорск и доложив диспетчеру СДП о причине возврата, пилот после выполнения разворота для возврата оказался в условиях ухудшенной видимости из-за наличия дымки и полета против солнца. Выполняя полет в таких условиях, КВС попал в приподнятый туман и снизился до высоты 323 м (последняя высота, зафиксированная на барографе до момента его выключения экипажем). Продолжая полет в этих условиях, находясь на высоте ниже безопасной, с выключенным радиовысотомером, КВС слепо выполнил безрассудное указание диспетчера старта на снижение для выхода на визуальный полет, что привело к столкновению вертолета с землей.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной катастрофы является нарушение КВС пп 3.3.2, 5.6.12, 5.5.15 и диспетчером СДП пп. 5.6.4 и 5.5.14 НПП ГА-78, что привело к столкновению вертолета с землей.
    Происшествию сопутствовало:
    - отсутствие радиосвязи на частоте «Круга» и «Подхода»;
    - попадание вертолета в метеоусловия, не предусмотренные прогнозом погоды по аэродрому.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.