Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Казахского УГА на озере Зайсан
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 марта 1981 г.
Время:  11:14
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Восточно-Казахстанская область, озеро Зайсан, близ н.п. Аксуат
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-14107
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
 


Описание
    Экипаж 328 летного отряда прибыл 25 февраля в а/п МВЛ Курчум Восточно-Казахстанской области для обслуживания Прикаспийской геофизической партии с целью выполнения полетов по гравиметрической съемке. С 25 по 28 февраля полеты на съемку выполнялись ежедневно согласно заявок заказчика. 1 марта экипаж стоял в плане на 05:30 мск, но ввиду плохих метеоусловий вылет не состоялся и был перенесен на 07:30. За время задержки с вылетом от начальника геофизической партии поступило новое задание - произвести полет по розыску автомашины с людьми, которая выехала с базы партии накануне и не прибыла к месту назначения.
    В 07:30, с разрешения диспетчера КДП, экипаж произвел взлет при предусмотренных прогнозом погоды метеоусловиях, соответствующих минимуму полетов для выполнения этого задания. Произведя посадку на посадочной площадке около лагеря геофизической партии (2 км от служебного здания аэропорта), экипаж взял на борт начальника партии и топографа и после кратковременной стоянки произвел взлет для розыска автомашины по маршруту Курчум - Зеленое - Аксуат - Кызылогуз - Колгуты - Курчум вдоль дорог предполагаемого движения автомашины.
    В 08:00 экипаж доложил диспетчеру МДП о пролете Зеленого и передал фактическую погоду. С 08:01 до 08:03 экипаж неоднократными вызовами пытался установить связь с диспетчером КДП Курчум, но не получил ответа и передал без подтверждения, что направляется в район Аксуата, связь по направлению имеет. После этого связи с экипажем больше не было и на запросы он не отвечал.
    Организованными поисками вертолет обнаружен в 14:25 на льду озера Зайсан, в 70 м от берега, в 10-12 км юго-западнее н.п. Аксуат (35 км с азимутом 190° от а/п Курчум, 48°15’СШ, 83°33ВД), разрушенным и частично сгоревшим. Экипаж и пассажиры погибли.
    Авиационное происшествие произошло днем, при пасмурной погоде и слабом снегопаде и видимости 2-3 км.
    Комиссия установила, что полет от Зеленого до Аксуата производился на высоте 100 м. Через 13-14 минут полета от Зеленого на вертолете произошло рассоединение трансмиссии из-за проскальзывания муфты свободного хода (МСХ). Для уменьшения числа оборотов двигателя экипаж вывел коррекцию и сбросил «шаг-газ» вниз, но из-за малой высоты полета и попытки произвести сцепление МСХ несущий винт не развил достаточных оборотов, обеспечивающих нормальную посадку на режиме авторотации. Ограниченная видимость из-за снегопада при ровной заснеженной поверхности озера не дала экипажу возможности точно и своевременно выполнить необходимые действия по производству посадки на режиме авторотации. Отсутствие видимости горизонта и невозможность определить вертикальное расстояние до земли привели к созданию увеличенного шага несущего винта и излишней отдачи ручки циклического шага «от себя» для придания вертолету посадочного положения, из-за чего вертолет ударился о ледовую поверхность с отрицательным углом тангажа 20-25°, большими вертикальной и поступательной (30-40 км/ч) скоростью. После удара вертолет опрокинулся через носовую часть фюзеляжа, разрушился и частично сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14107
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.03.1962
Заводской номер ВС 04123
Наработка ВС (часы) 5955
Наработка ВС (циклы) 9883
Силовая установка Б9637128


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Поисково-спасательный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Курчум
Пункт назначения Курчум
Начальный пункт маршрута Курчум
Конечный пункт маршрута Курчум


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы вертолета явилось рассоединение трансмиссии вертолета из-за проскальзывания МСХ редуктора Р-5, что привело к невозможности продолжения полета и вынужденной посадке. Данный дефект является следствием конструктивного несовершенства муфты свободного хода, заключающегося в:
    - отсутствии надежного центрирования деталей муфты (наружная обойма и звездочка центрируются по шлицам);
    - неодновременности зацепления роликов при включении муфты из-за недостаточной надежности сепаратора, предназначенного для выполнения этой функции, увеличивающуюся по мере износа перемычки окон сепаратора, и приводит к образованию лунок на рабочих площадках, что приводит к увеличению угла заклинивания до величины, превышающей критические значения (более 9°).
    По статистическим данным, указанные повреждения образуются при наработке муфты более 100 часов и создают предпосылки к проскальзыванию МСХ.
    Несмотря на неоднократные авиационные происшествия по этой причине, предприятием п/я Р-6837 до настоящего времени не принято каких-либо мер в связи с этим.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.