Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Ленинградского УГА в районе н.п. Шуньга
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 апреля 1981 г.
Время:  11:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Карельская АССР, Медвежьегорский район, озеро Путкозеро, близ н.п. Шуньга
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19490
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Ленинградское УГА, Петрозаводский ОАО
 


Описание
    Пилот 69 летного отряда выполнял внерейсовый полет по маршруту Петрозаводск - Пяльма - р-н пос. Шайдома для гравиметрической съемки по заявке Невского ПГО. На борту находился служебный пассажир заказчика.
    Взлет в Пяльме произведен в 11:15 мск. В 11:40 вертолет потерпел катастрофу на льду озера Путкозеро у н.п. Шуньга Медвежьегорского района, в 400 м от берега (62°35’СШ, 34°57’ВД, 50 км от а/п Пяльма). Пилот и пассажир погибли. Вертолет полностью разрушился и загорелся. При пожаре лед растаял и обгоревшие остатки конструкции вертолета вместе с двумя двигателями провалились под лед. Редуктор с колонкой и остатками лопастей находится на льду в 30 м от вертолета, сзади и левее по направлению полета.
    По показаниям очевидцев, во время полета вертолета на высоте 150-200 м появился «воющий» звук двигателей. От вертолета начали отделяться детали несущих винтов, затем произошел отрыв несущей системы с редуктором и частью подредукторной плиты. С крутым снижением и одновременным левым вращением вокруг вертикальной оси вертолет упал на лед, разрушился и загорелся.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19490
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.03.1974
Заводской номер ВС 7404105
Наработка ВС (часы) 3039
Наработка ВС (циклы) 5202
Силовая установка КЕ833012 КЕ833009


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Ленинградское УГА, Петрозаводский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Петрозаводск
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению комиссии, отрыв несущей системы в полете явился следствием воздействия на элементы ее конструкции большой нерасчетной нагрузки, возникшей из-за разрушения в полете от взаимного соударения лопастей верхнего и нижнего несущих винтов. Соударение лопастей произошло вследствие резкого нарушения вращения вала винта, что привело к попаданию лопастей нижнего несущего винта в конус вращения лопастей верхнего несущего винта. Резкое нарушение вращения вала нижнего несущего винта произошло по причине рассоединения поводка нижнего вала винта с венцом вала вследствие разрушения венца вала нижнего винта.
    Выводы: аварийная ситуация в полете возникла в результате внутреннего разрушения редуктора Р-26, что привело к отсоединению нижнего вала от кинематики редуктора, резкому нарушению режима вращения нижнего винта, соударению и разрушению лопастей несущей системы, дисбалансу и отрыву колонки с редуктором. В результате вертолет стал неуправляемым, а продолжение и нормальное завершение полета невозможным.
    По заключению ГосНИИ ГА, разрушение деталей редуктора Р-26 обусловлено первоначальным разрушением зуба на большом зубчатом колесе блочка №5 в цилиндрической ступени силовой передачи, которое, наиболее вероятно, произошло из-за попадания в зацепление блочка с ведущим венцом металлической частицы. Из-за полного разрушения зуба блочка обнаружить эту частицу и определить ее происхождение не удалось.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы вертолета явилось внутреннее разрушение редуктора Р-26 в полете.
    По мнению комиссии, частицей, попавшей в зацепление блочка №5 с ведущим венцом, могла явиться частица зуба в первоначальный момент его разрушения.
    Из-за конструктивного несовершенства системы улавливания стружки сигнализации о ее наличии в первоначальным момент разрушения блочка №5 не было и поломку выявить не удалось. О несовершенстве системы сигнализации стружки говорит тот факт, что только в мае 1981 г в Ленинградском УГА досрочно сняты три редуктора Р-26 и стружка обнаружена лишь на земле при техническом обслуживании.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.