Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Приволжского УГА в Илишевском районе Башкирской АССР
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 марта 1981 г.
Время:  14:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  Башкирская АССР, Илишевский район, 2 км юго-восточнее н.п. Кызыл-Юлдуз (Красная Звезда)
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19286
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Уфимский ОАО
 


Описание
    Пилот 172 летного отряда выполнял полеты с оперативной точки Дюртюли для обслуживания заказчика - НГДУ Чекмагушнефть. В день происшествия выполнялся аэровизуальный полет по трассе главного коллектора по маршруту Дюртюли - Красная Звезда - Телепаново и обратно.
    Взлет с ОТ Дюртюли произведен в 11:55 мск. Через 16 минут пилот произвел посадку в н.п. Красная Звезда (Кызыл-Юлдуз), где взял на борт представителя заказчика. По показаниям служебного пассажира, посадка была неуверенной, на край площадки. Пассажир отказался занять предложенное ему правое пилотское сиденье и разместился в транспортной кабине. Он указал пилоту маршрут полета по главному коллектору до н.п. Телепаново и обратно. СПУ при этом, а также во время дальнейшего полета, не использовалось. Во время полета бензообогреватель работал, в кабине было жарко.
    Полет до Телепаново выполнялся с отклонением по курсу от трассы главного коллектора и исправлялся пилотом по командам заказчика. После разворота над Телепаново заказчик дал указание следовать на н.п. Красная Звезда напрямую, без осмотра главного коллектора.
    Через некоторое время, незадолго до АП, в транспортной кабине появился посторонний шум, который привлек внимание пассажира и пилота. Они некоторое время недоуменно, молча смотрели через проем в фюзеляже друг на друга, не зная его причину. Заказчик стал искать источник шума в транспортной кабине и обратил внимание, что из под заднего сиденья правого ряда выходит струя желто-зеленого цвета. После этого, встав на колени спиной к пилоту, он обнаружил переносной углекислотный огнетушитель типа ОУ, из которого выходил огнетушащий состав. При этом в вертолете появился неприятный специфический запах.
    Вертолет в это время находился на удалении около 100 м левее проходящей вдоль дороги (по левую сторону) ЛЭП 110 КВ на истинной высоте 80…110 м. Дальнейшее перемещение вертолета в пространстве, по показаниям очевидцев, осуществлялось с быстрым снижением, правым креном и с разворотом вправо от первоначального направления. Вертолет пролетел над ЛЭП 110 КВ и, продолжая снижение, столкнулся с тремя верхними проводами ЛЭП 35 КВ, проходившей с другой стороны вдоль дороги (по правую сторону). Столкновение с проводами произошло левой основной стойкой шасси. Вертолет имел тангаж на кабрирование левый крен и вертикальную скорость снижения 4,2 м/с. В последний момент пилот принял меры для предотвращения столкновения с ЛЭП. В результате столкновения с ЛЭП лопасти несущих винтов полностью разрушились. На удалении 40 м от оси ЛЭП 35 КВ неуправляемый вертолет столкнулся с землей, разрушился и загорелся, остановившись в 80 м от ЛЭП с прежним курсом 60° Пилот погиб, пассажир получил ранения средней тяжести.
    Катастрофа произошла в 12:42 мск (14:42 местного времени) в 2 км юго-восточнее н.п. Красная Звезда Илишевского района Башкирской АССР с А=125° (55°39’СШ, 54°36’ВД, 25 км северо-западнее н.п. Дюртюли)
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19286
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.12.1970
Заводской номер ВС 7001610
Наработка ВС (часы) 4926
Наработка ВС (циклы) 12880
Силовая установка КЕ 713004 КЕ 733057


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Уфимский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия пришла к заключению, что отсутствие связи по СПУ между пилотом и пассажиром сделало невозможным передачу информации пилоту о происходящем в транспортной кабине, что не позволило ему правильно оценить ситуацию, которая могла быть им воспринята, как аварийная (например, как пожар в транспортной кабине). В результате ошибочного восприятия сложившейся ситуации и отвлечения от пилотирования пилот либо применил аварийное снижение без достаточной осмотрительности, либо непроизвольно допустил правый разворот с креном и снижением, в результате чего произошло столкновение с ЛЭП, падение и разрушение вертолета.
    По заключению ГосНИИ ГА, стравливание огнетушащего состава из огнетушителя могло произойти в результате попадания под головку клапана обломков пружины клапана, разрушение которой произошло в результате интенсивной коррозии по причине повышенного содержания влаги в углекислоте при зарядке или дозарядке огнетушителя. Интенсивной коррозии пружины способствовала ее низкая коррозионная стойкость, что следует рассматривать, как конструктивный дефект.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа произошла в результате отвлечения внимания от пилотирования и неправильной оценки пилотом ситуации, возникшей по причине стравливания огнетушителя типа ОУ в транспортной кабине, что привело к столкновению с ЛЭП и разрушению вертолета. Неправильной оценке ситуации и отвлечению от пилотирования способствовало отсутствие связи по СПУ с представителем заказчика.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.