КВС 340 летного отряда выполнял АХР по обработке картофеля в совхозе «Лесные Озера» Солнечногорского района Московской области.
В день происшествия пилот в 17:25 доложил на опорный пункт АХР Перепайка о начале полетов. Последний взлет произведен в 19:00 с рабочей площадки совхоза. В 19:05 вертолет потерпел катастрофу в 800 м западнее н.п. Судниково Солнечногорского р-на. Пилот погиб.
По заключению комиссии, в последнем полете, проведя контрольную связь с опорным пунктом Перепайка, КВС выполнил заход на гон против солнца при его высоте над горизонтом 15°, в результате чего не заметил ЛЭП, пересекающую поле под углом 90° к линии полета. По показаниям свидетелей, вертолет на близком расстоянии от ЛЭП перешел в набор высоты и передней стойкой шасси зацепил за провод. Оборвав его, вертолет потерял скорость, упал на землю на левый борт и разрушился.
Поле размерами 1100х950 м расположено вдоль ЛЭП с востока на запад. На удалении 750 м от начала поля его пересекает вторая ЛЭП с высотой опор 30 м. Катастрофа произошла днем, за 1 час 38 минут до захода солнца.
Комиссия установила, что 24 июля командир АЭ выполнил провозной полет с командиром вертолета в совхозе «Истра» Солнечногорского района. На рабочей площадке он провел неконкретную подготовку пилота к самостоятельным полетам на опрыскивание участков, безответственно подписал инструкции и кроки площадок, на которые ему планировалась провозка. В дальнейшем, в результате крайне слабой организации летной работы в 340 ЛО, наличия укоренившейся безответственности за работой экипажей на точках, неудовлетворительной дисциплины и потери чувства ответственности за свои действия, командир АЭ оставил молодого пилота на точке и убыл домой, не доложив об этом командиру летного отряда и на диспетчерский пункт АХР. Указаний о дальнейшей работе и перелетах КВС от командира АЭ не получил, что привело к проявлению им грубых нарушений требований НПП ГА-78 и руководства по АХР. Пользуясь бесконтрольностью со стороны командного состава, командир вертолета самостоятельно перелетал в совхозы «Крюковский», «ЦМИС» и «Лесные Озера». В последнем совхозе он 29 июля без осмотра и обзорного полета, без сигнальщиков, против заходящего солнца, начал обрабатывать участки. В полете на рабочей высоте 5 м пилот своевременно не заметил провода ЛЭП и столкнулся с ними.
|