Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Азербайджанского УГА в Домбаровском районе Оренбургской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 февраля 1981 г.
Время:  15:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  Оренбургская область, Домбаровский район, близ н.п. Екатеринославка
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23859
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
 


Описание
    Экипаж 109 летного отряда выполнял перегоночный полет с оперативной точки Домбаровка Орнебургской области в а/п Забрат по запасному маршруту Домбаровка - Орск - Актюбинск - Кульсары - Гурьев - Астрахань - Махачкала - Забрат с посадками на этих аэродромах.
    Взлет с ОТ Домбаровка произведен в 13:00 мск (15:00 местного времени), вместо запланированного времени 07:00 мск, из-за отсутствия метеоусловий по трассе. При этом предполетную подготовку экипаж проводил только по основному маршруту Домбаровка - Орск - Оренбург (и далее до Забрата).
    Минимум погоды экипажу для перегонки вертолета ограничен приказом командира летного отряда: 200х3000х18 м/с.
    В 12:20 экипаж получил прогноз погоды по запасному маршруту Орск - Актюбинск с 12 до 14 часов, который не соответствовал установленному ему перегоночному минимуму (облачность 10 баллов высотой 100-200 м). Срок действия прогноза был меньше расчетного времени полета с учетом дополнительных 30 минут (согласно п.6.3.21 НПП ГА-78).
    Несмотря на это, входивший в состав экипажа проверяющий принял решение о выполнении полета, при этом, в нарушение приказа командира 109ЛО понизив минимум погоды до 150х3000 м.
    Взлет произведен с превышением допустимой взлетной массы на 201 кг. В нарушение п.8.5.1 НПП ГА-78 после взлета полет выполнялся вне трассы, напрямую, с пересечением встречного движения. С 13:03 до 13:13 экипаж вёл непрерывную радиосвязь с МДП а/п Актюбинск (находясь в зоне МДП Орск), добиваясь продления прогноза погоды и согласия Актюбинска на прием (без посадки в Орске). Диспетчер МДП выдал экипажу нелетный прогноз с 14 до 18 часов, предусматривающий кратковременное ухудшение видимости до 1400…1900 м, однако экипаж продолжал выполнять полет на Актюбинск, сообщив расчетное время прибытия 14:00.
    С 13:08 до 13:13 диспетчер МДП Актюбинск по запросу экипажа пытался передать на борт прогноз по району №1 Актюбинской области с 10 до 16 часов, предусматривающий кратковременно видимость 1000…2000 м, но из-за ухудшения слышимости не смог этого сделать.
    В 13:13 экипаж вышел на связь с диспетчером МДП а/п Орск, доложил время взлета и запросил согласия на пролет до Актюбинска. Диспетчер, в нарушение требований НПП ГА-78 и Технологии работы диспетчера МДП, ограничился фиксацией времени взлета и рекомендацией переходить на связь с МДП а/п Актюбинск. Это была последняя радиосвязь с бортом. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал.
    Организованными поисками вертолет 13 февраля был обнаружен разрушенным в заснеженной степной местности в 33 км южнее г. Орск (50°53’СШ, 58°43’ВД). Экипаж погиб.
    Столкновение с землей произошло в 13:15 мск (15:15 мест. времени), с левым креном около 35°, с МК=175°. Разрушаясь и загоревшись, вертолет переместился на 100…110 м по направлению полета.
    Экипажи других ВС сообщали о наличии в данном районе снежных зарядов, ухудшающих видимость.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23859
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.12.1969
Заводской номер ВС 541330129
Наработка ВС (часы) 3557
Наработка ВС (циклы) 14228
Силовая установка 481602003 371664080


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское УГА, Забратский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Актюбинск
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Баку (Забрат)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия пришла к заключению, что, не имея подготовки по данной трассе (предполетная подготовка проводилась по основному маршруту до а/п Оренбург), выполняя полет с нарушением минимума погоды, экипаж непреднамеренно попал в условия ограниченной видимости над заснеженной малоориентирной местностью, постоянно ведя радиосвязь и имея дефицит времени по прибытию в а/п Актюбинск. В результате экипаж потерял пространственное положение и в дальнейшем с управлением вертолетом не справился. На скорости 170…180 км/ч, с вертикальной скоростью снижения 4…5 м/с, креном более 35° и незначительным углом тангажа вертолет столкнулся с землей.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: наиболее вероятной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственного положения экипажем при попадании в условия ограниченной видимости над заснеженной малоориентирной местностью с отвлечением внимания на ведение непрерывной радиосвязи для получения продления прогноза погоды и согласия на прием от а/п Актюбинск.
    Происшествию способствовало:
    - неудовлетворительная организация летной работы на оперативной точке Домбаровка со стороны командования Забратского ОАО;
    - неудовлетворительный контроль в части организации руководства полетами прикомандированных экипажей со стороны командования Оренбургского ОАО;
    - неудовлетворительная организация УВД службой движения а/п Орск.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.