Экипаж 345 летного отряда базировался в а/п Саранпауль для обслуживания Уральской авиабазы по охране лесов от пожаров и Сосьвинской геологоразведочной экспедиции.
В день происшествия, после налета 2 часа 50 минут для Сосьвинской ГРЭ и дозаправки вертолета, экипаж в 13:10 мск вылетел из Саранпауля в Неройку по срочному санзаданию, согласно заявке Березовской районной больницы. КВС согласился выполнить этот полет, хотя готовился к продолжению полетов по обслуживанию экспедиции. Он произвел вылет без достаточной предполетной подготовки, не имея прогноза и фактической погоды по пункту посадки, ориентируясь по площадному прогнозу, который не включал данный пункт посадки и являлся нелетным для полетов по ПВП в горной местности. При этом КВС взял на борт неоформленного пассажира с 4-х летним ребенком.
Прогноз погоды по квадрату 126/3 (куда входит Саранпауль, но не входит Неройка) с 10-16 часов предусматривал: облачность 4-7 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, видимость более 10 км, местами кратковременный дождь, в дожде видимость 4-6 км, ветер 140-160° 4-7 м/с.
Фактическая погода в а/п Саранпауль при вылете вертолета была: облачность 10 баллов слоистая, слоисто-кучевая высотой 300-400 м, дымка, видимость 4-6 км, ветер 1-2 м/с.
По данным высокогорной гидрометеостанции Неройка, в период с 6 до 15 часов в районе Неройки наблюдался туман с видимостью 600-800 м, о котором экипаж не был предупрежден перед полетом и во время полета, так как данная информация не была доведена АМСГ до службы УВД.
Н.п. Неройка находится в долине реки Щекурья, на восточных склонах Уральских гор, в 70 км от а/п Саранпауль.
Полет до Неройки выполнялся не по установленному маршруту, а по долине реки Щекурья. В начале полет выполнялся на высоте 500 м (по показаниям экипажа и очевидцев) под нижней кромкой облачности, периодически вертолет цеплял ее. В 13:46 экипаж доложил диспетчеру МДП а/п Березово о прибытии в Неройку и информировал его, что вылет будет через 40 минут. Фактически этот доклад был преждевременным, так как при подлете к Неройке экипаж увидел сплошную низкую облачность и убедился в том, что «ворота» между гор закрыты и возможности зайти на посадку нет. Экипаж произвел возврат и на удалении 30 км от Неройки произвел посадку у н.п. Усть-Пуйва в долине реки Щекурья. После уточнения по карте маршрута полета по долине реки экипаж через 2-3 минуты произвел взлет и принял безрассудное решение следовать на малой высоте по ущелью реки в условиях ограниченной видимости в Неройку. Не долетая до Неройки 15 км, вертолет попал в зону тумана на предельно малой высоте и, около 14:00 мск (16:00 местного времени), на скорости около 100 км/ч в горизонтальном полете столкнулся с северным лесистым склоном горы на отметке 350 м (64°30’СШ, 59°57’ВД, 15 км с А=122° от н.п Неройка, 55 км западнее а/п Саранпауль).
Столкновение с деревьями оказалось для КВС неожиданным. Вертолет, сбивая фюзеляжем и хвостовым винтом деревья, разрушаясь, продвинулся по земле на 90 м и через втулку несущего винта опрокинулся не левый борт. Пассажиры и члены экипажа были выброшены на землю и получили травмы различной тяжести. Второй пилот скончался от травм на месте происшествия через 22 часа.
Вертолет был обнаружен с воздуха 24 сентября в 07:40 мск. В тот же день пострадавшие вывезены с места происшествия.
КВС и бортмеханик в процессе расследования вели себя неискренне, всю вину за катастрофу пытались переложить на погибшего второго пилота, заявив, что он якобы проявил элементы паники и вмешался в управление. По мнению комиссии, вмешательство в управление вторым пилотом можно объяснить его реакцией на видимую угрозу неизбежного столкновения с горой. Барограмма полета была уничтожена на месте происшествия бортмехаником по просьбе КВС, что усложнило расследование.
|