Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Тюменского УГА в Березовском районе ХМАО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 сентября 1980 г.
Время:  16:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, Березовский район, 15 км юго-восточнее н.п. Неройка
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-28967
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Урайский ОАО
 


Описание
    Экипаж 345 летного отряда базировался в а/п Саранпауль для обслуживания Уральской авиабазы по охране лесов от пожаров и Сосьвинской геологоразведочной экспедиции.
    В день происшествия, после налета 2 часа 50 минут для Сосьвинской ГРЭ и дозаправки вертолета, экипаж в 13:10 мск вылетел из Саранпауля в Неройку по срочному санзаданию, согласно заявке Березовской районной больницы. КВС согласился выполнить этот полет, хотя готовился к продолжению полетов по обслуживанию экспедиции. Он произвел вылет без достаточной предполетной подготовки, не имея прогноза и фактической погоды по пункту посадки, ориентируясь по площадному прогнозу, который не включал данный пункт посадки и являлся нелетным для полетов по ПВП в горной местности. При этом КВС взял на борт неоформленного пассажира с 4-х летним ребенком.
    Прогноз погоды по квадрату 126/3 (куда входит Саранпауль, но не входит Неройка) с 10-16 часов предусматривал: облачность 4-7 баллов слоисто-кучевая 200-300 м, видимость более 10 км, местами кратковременный дождь, в дожде видимость 4-6 км, ветер 140-160° 4-7 м/с.
    Фактическая погода в а/п Саранпауль при вылете вертолета была: облачность 10 баллов слоистая, слоисто-кучевая высотой 300-400 м, дымка, видимость 4-6 км, ветер 1-2 м/с.
    По данным высокогорной гидрометеостанции Неройка, в период с 6 до 15 часов в районе Неройки наблюдался туман с видимостью 600-800 м, о котором экипаж не был предупрежден перед полетом и во время полета, так как данная информация не была доведена АМСГ до службы УВД.
    Н.п. Неройка находится в долине реки Щекурья, на восточных склонах Уральских гор, в 70 км от а/п Саранпауль.
    Полет до Неройки выполнялся не по установленному маршруту, а по долине реки Щекурья. В начале полет выполнялся на высоте 500 м (по показаниям экипажа и очевидцев) под нижней кромкой облачности, периодически вертолет цеплял ее. В 13:46 экипаж доложил диспетчеру МДП а/п Березово о прибытии в Неройку и информировал его, что вылет будет через 40 минут. Фактически этот доклад был преждевременным, так как при подлете к Неройке экипаж увидел сплошную низкую облачность и убедился в том, что «ворота» между гор закрыты и возможности зайти на посадку нет. Экипаж произвел возврат и на удалении 30 км от Неройки произвел посадку у н.п. Усть-Пуйва в долине реки Щекурья. После уточнения по карте маршрута полета по долине реки экипаж через 2-3 минуты произвел взлет и принял безрассудное решение следовать на малой высоте по ущелью реки в условиях ограниченной видимости в Неройку. Не долетая до Неройки 15 км, вертолет попал в зону тумана на предельно малой высоте и, около 14:00 мск (16:00 местного времени), на скорости около 100 км/ч в горизонтальном полете столкнулся с северным лесистым склоном горы на отметке 350 м (64°30’СШ, 59°57’ВД, 15 км с А=122° от н.п Неройка, 55 км западнее а/п Саранпауль).
    Столкновение с деревьями оказалось для КВС неожиданным. Вертолет, сбивая фюзеляжем и хвостовым винтом деревья, разрушаясь, продвинулся по земле на 90 м и через втулку несущего винта опрокинулся не левый борт. Пассажиры и члены экипажа были выброшены на землю и получили травмы различной тяжести. Второй пилот скончался от травм на месте происшествия через 22 часа.
    Вертолет был обнаружен с воздуха 24 сентября в 07:40 мск. В тот же день пострадавшие вывезены с места происшествия.
    КВС и бортмеханик в процессе расследования вели себя неискренне, всю вину за катастрофу пытались переложить на погибшего второго пилота, заявив, что он якобы проявил элементы паники и вмешался в управление. По мнению комиссии, вмешательство в управление вторым пилотом можно объяснить его реакцией на видимую угрозу неизбежного столкновения с горой. Барограмма полета была уничтожена на месте происшествия бортмехаником по просьбе КВС, что усложнило расследование.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-28967
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 11.01.1962
Заводской номер ВС 07117
Наработка ВС (часы) 10025
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б93362370


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Урайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Саранпауль
Конечный пункт маршрута Саранпауль


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа произошла в результате грубых нарушений экипажем требований НПП ГА-78, выразившихся в отсутствии предполетной подготовки, нарушении минимума погоды и невыдерживании безопасной высоты при полете в горной местности.
    Авиационному происшествию способствовали недостатки в метеообеспечении со стороны АМСГ и в управлении воздушным движением в зоне МДП а/п Березово.
    Комиссия отметила серьезные недостатки в организации летной работы в 345 летном отряде, следствием чего явилось неправильное формирование экипажа. КВС и бортмеханик в 1977 году за пьянку в командировке снимались с летной работы на 1 год, должных выводов не сделали и опять оказались в одном экипаже.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.