Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Северо-Кавказского УГА в Гурьевской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 ноября 1979 г.
Время:  13:16
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Гурьевская область, 26 км севернее н.п. Новый Уштаган
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-19515
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Астраханский ОАО
 


Описание
    Командир вертолета 110 летного отряда приступил к работе на оперативной точке Новый Уштаган Гурьевской области Казахской ССР с 17 октября. Для его ввода в строй на оперативной точке находился командир звена.
    В день происшествия экипаж должен был выполнить полет по заявке заказчика, Новоуштаганского эпидотряда, по маршруту Новый Уштаган - Есенгали для перевозки служебного пассажира - зоолога эпидотряда. КВС не имел допуска к перевозке пассажиров, поэтому командир звена принял решение выполнить полет сам.
    Взлет произведен в 11:00 мск (13:00 местного времени). В течение 15 минут 42-45 секунд полет проходил без отклонений, на высоте 150-160 м (по барограмме). Примерно в 11:15:42(45) произошел обрыв лопасти верхнего несущего винта по пальцу осевого шарнира рукава №3 верхней втулки. На барограмме зафиксировано резкое увеличение высоты полета на 230 м (фактически, по показаниям очевидцев, изменения высоты полета не было. Вероятно, причиной этой записи на барограмме стал удар барографа о конструкцию вертолета при появлении неуравновешенных сил и моментов после отрыва лопасти). Вертолет перешел в резкое снижение, имеющее характер неуправляемого падения, которое продолжалось 15-18 секунд до столкновения с землей. По показаниям очевидцев (двоих детей), от вертолета «что-то отлетало с верхней части, после чего вертолет стал падать».
    Комиссия пришла к заключению, что в результате обрыва лопасти мгновенно возникли значительные неуравновешенные силы и моменты, вследствие чего вертолет начал разрушаться в воздухе. Неуравновешенные силы от несущей системы передавались через тяги управления на ручку циклического шага и привели к ее резким отклонениям, в результате чего пилоту были нанесены смертельные удары (по заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть пилота наступила до удара о землю в результате травматического разрыва сердца). Неуправляемый вертолет с разрушенной несущей системой и частично разрушенной конструкцией планера с большой вертикальной скоростью, отрицательным углом тангажа около 85° и правым креном около 15-20° столкнулся с землей в полупустыне в 26 км севернее н.п. Новый Уштаган (48°08’СШ, 48°58’ВД), перевернулся и разрушился. В момент удара о землю колонка несущих винтов вместе с редуктором полностью отделилась от вертолета и отлетела вперед по направлению полета на 9 м от места падения вертолета.
    ГосНИИ ГА признаков усталостного разрушения пальца осевого шарнира рукава №3 верхней втулки не обнаружила. Его разрушение произошло от чрезмерно большой однократной изгибающей нагрузки, действовавшей в плоскости вращения по направлению вращения лопасти.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-19515
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.08.1974
Заводской номер ВС 7404506
Наработка ВС (часы) 1839
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЕ 613107 КЕ 813078


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Астраханский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной катастрофы явился обрыв лопасти верхнего несущего винта по пальцу осевого шарнира рукава №3 верхней втулки.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.