Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Узбекского УГА в Чимкентской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 июня 1979 г.
Время:  14:46
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Чимкентская область, Ленинский р-н, 5 км восточнее с. Каратобе Ленгерского района
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-24358
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Кокандская ОАЭ
 


Описание
    Пилот Кокандской ОАЭ выполнял аэровизуальный полет по обслуживанию газопровода с оперативной точки Черняевка. На борту находился служебный пассажир - инженер электрохимической защиты ПО «Ташкенттрансгаз».
    Взлет с оперативной точки произведен в 08:05 мск (11:05 местного времени) в направлении г. Чимкент по трассе газопровода. По трассе намечались работы с подбором площадок с воздуха в местах станций катодной защиты газопровода. Из зоны МДП а/п Сергели вертолет вышел в 08:24. Далее полет проходил в зоне МДП а/п Чимкент. Пилот долетел до перехода газопровода через реку Бадам (10 км южнее Чимкента) и приступил к работе с посадками около станций катодной защиты газопровода в направлении оперативной точки Черняевка. До авиационного происшествия произведено 4 посадки. В 11:34 мск пилот последний раз выходил на связь, сообщив о продолжении работы по газопроводу и нормальной работе матчасти.
    Прибыв на 586-й км газопровода, пилот выполнил два круга над местом посадки у очередной станции катодной защиты и произвел посадку. По окончании работ заказчиком пилот произвел взлет с площадки, расположенной с превышением над ЛЭП 60 м, на удалении от нее 450 м. Комиссией установлено, что вертолет подошел к проводам ЛЭП в режиме снижения с вертикальной скоростью 3 м/с, с поступательной скоростью 70 км/ч, на глиссаде около 90°, с правым креном около 10°, под углом к ЛЭП 60° и столкнулся несущими винтами с верхним проводом. Это привело к разрушению лопастей несущих винтов, дисбалансу и, как следствие, вырыву редуктора с колонкой из конструкции вертолета. На расстоянии 69 м от ЛЭП вертолет столкнулся с землей в левом крене около 90° под углом около 30°, полностью разрушился и сгорел. Редуктор с колонкой и разрушенными несущими винтами упал по ходу движения вертолета на расстоянии 93 м от ЛЭП. Пилот и служебный пассажир погибли.
    Катастрофа произошла в 11:46 мск (14:46 местного времени) в Ленинском районе Чимкентской области, в 5 км восточнее села Каратобе Ленгерского района Чимкентской области (42°02’СШ, 69°35’ВД) на удалении 32 км с А=180° от г. Чимкент в горной местности, в лощине, обработанной под пшеничное поле. В результате катастрофы оборван верхний провод ЛЭП диаметром 35 мм, 400 кв м зерновых уничтожено пожаром.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-24358
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.09.1976
Заводской номер ВС 7605703
Наработка ВС (часы) 1452
Наработка ВС (циклы) 2190
Силовая установка КЕ 833080 КЕ 833069


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Кокандская ОАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: аварийная ситуация возникла после взлета с площадки, расположенной с превышением над ЛЭП 60 м, на удалении от нее 450 м. В результате аварийной ситуации вертолет в режиме снижения столкнулся с ЛЭП. Однозначно установить причину, вынудившую вертолет к снижению в зоне ЛЭП, не представилось возможным в связи с полным разрушением вертолета и его агрегатов при столкновении с землей и пожаре, а также из-за отсутствия прямых очевидцев. Уровень подготовки пилота, его опыт работы по данному виду работ и району полетов, тренировка к полетам в особых случаях, состояние здоровья, обеспечивали успешное выполнение полета. Отсутствие достаточного практического опыта пилота в особых случаях полета в сочетании с полетом над сложной по орографии местностью с наличием большого количества пересекающих ЛЭП могло повлиять на правильность его действий в данном событии.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной авиационного происшествия явилось столкновение вертолета с проводами ЛЭП. Установить однозначно причину АП не представилось возможным в связи с полным разрушением вертолета и его агрегатов.
    Наиболее вероятными причинами могли быть:
    - несвоевременное обнаружение препятствий (ЛЭП) пилотом из-за отвлечения внимания на действия, связанные с возникновением непредвиденных факторов полета;
    - ошибка в технике пилотирования, связанная с возникновением усложненных условий полета;
    - возможный отказ материальной части, приведший к снижению вертолета вблизи ЛЭП.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.