Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Казахского УГА близ Ашхабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 марта 1976 г.
Время:  07:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Туркменская ССР, близ Геок-Тепе, 53 км северо-восточнее а/п Ашхабад
Тип ВС:  Ил-14ЛИК-1
Регистрация ВС:  CCCP-61756
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Бурундайский ОАО
 


Описание
    Экипаж отдельной авиаэскадрильи Бурундайского ОАО на самолете-лаборатории Ил-14 ЛИК-1 выполнял полеты по облету РТС а/п Ашхабад. Взлет в Ашхабаде произведен в 07:15 мск с МК=105° по заданию полета по схеме захода по кругу с посадкой в пункте вылета. Прогноз погоды в районе аэропорта с 07:00 по 16:00 предусматривал сложные метеоусловия: облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 200-300 м, верхняя кромка 2-2,5 км, видимость 6-10 км, ветер 30-50° 3-6 м/с до высоты 1 700 м. Фактическая погода при взлете за 06:55 – облачность 7/4 балла слоисто-кучевая высотой 1 000 м, средняя, верхняя, видимость 20 км, ветер 170° 3 м/с, давление 747 мм рт.ст. После взлета экипаж левым разворотом с набором высоты до 400 м вышел на курс 295°. В 07:21 на удалении 19 км от аэропорта экипаж приступил к выходу на посадочный курс 105°. Следуя на высоте 600 м с курсом, обратным посадочному, на удалении 30 км от аэропорта самолет вошел в облака. Этим экипаж грубо нарушил правила визуальных полетов и условия облета РТС. Об изменении условий полета экипаж не доложил и продолжил полет в облаках. В 07:26 самолет находился на удалении 42 км от аэропорта на линии посадки с курсом, обратным посадочному. В 07:29 при достижении удаления 50 км экипаж выполнил левый стандартный разворот и затем, вместо разворота на курс 115° под углом 10° к посадочному согласно требованиям типовой методики облета РТС, оставаясь в облаках на прежней высоте 600 м, самовольно взял курс 205° с целью облета южного сектора курсового маяка, следуя по западной границе сектора. Данный курс вел в сторону горной местности с высотами более 1 600 м. В 07:33 экипаж получил пеленг 294°, а в 07:38 на вызов не ответил. В 07:35 самолет столкнулся со склоном горы Ульдепе (1 631 м) на высоте 990 м и на удалении 7 км от вершины, разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 53 км от КТА а/п Ашхабад с азимутом 289° в точке с координатами 38° 09’56” СШ, 57° 49’39” ВД в горном хребте Копет-Даг. Столкновение со склоном горы произошло в наборе высоты со значительным углом тангажа, первоначально, левой плоскостью и левой частью фюзеляжа с последующим разрушением, взрывом и пожаром. Разброс обломков – 50 м. Двигатели скатились вниз по склону и находились на удалении 350 и 360 м от фюзеляжа, который был разрушен по 38 шпангоут.
    Взлет был произведен при фактической погоде, которая позволяла произвести полет по ПВП по кругу. Однако, на удалении 30 км от аэропорта облачность понижалась до 400-500 м. Фактическая погода в районе происшествия (г. Авчекен) в 2,5-3 км юго-западнее колхоза им. Тельмана, по показаниям очевидцев, была следующей: низкая облачность, начинавшаяся от подножия г. Авчекен, видимость в сторону Геок-Тепе 9-10 км и неполная нижняя облачность. Аналогичные данные о погоде в 07:50 мск получены от экипажа самолета Ан-2 № 33118, производившего поиск Ил-14 после потери связи. Экипаж Ан-2 зафиксировал закрытие гор облачностью высотой 300-400 м, резко понижающейся от Геок-Тепе на север и запад в сторону Бахардена до 80-100 м.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14ЛИК-1
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-61756
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.03.1957
Заводской номер ВС 147001250
Наработка ВС (часы) 16199
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 234072800 Б 242072902


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Облет РТС
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Бурундайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ашхабад
Пункт назначения Ашхабад
Начальный пункт маршрута Ашхабад
Конечный пункт маршрута Ашхабад


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является грубое нарушение экипажем НПП ГА-71 (правил визуальных полетов и условий облета РТС).
    Сопутствующие причины:
    1) серьезные недостатки в подготовке экипажей для облета РТС в горной местности, а также в обеспечении полета со стороны служб аэропорта. Провозка экипажа не проводилась, предполетная подготовка экипажем проведена не в полном объеме. Службы аэропорта допустили бесконтрольность за обеспечением полета. Типовая методика облета РТС для определения зоны действия курсового радиомаяка в вертикальной плоскости и по дальности по линии курса и под углом 10° относительно линии курса с удаления 50 км предусмотрена на высоте 600 м визуально, при видимости 7-10 км, без учета особенностей рельефа местности в районе аэродрома. В данном случае, для облета южного сектора СП-50М с МК=115° безопасная высота составляет 1 225 м по давлению аэродрома;
    2) отсутствие четких документов, регламентирующих организацию и порядок облета РТС, программу подготовки и технологию работы экипажа при облете;
    3) низкий уровень дисциплины экипажа;
    4) сложные метеоусловия.
    Следует также отметить, что летная проверка южного сектора курсового маяка с МК=115° на удалении 50 км в 1974-75 гг не проводилась или проводилась на неполную глубину из-за сложности рельефа и близости гор. Экипаж Ил-14 об этом не был предупрежден.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.