Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-26 Ленинградского УГА в а/п Ленинград (Ржевка)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 апреля 1979 г.
Время:  15:11
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Ленинград (Ржевка)
Тип ВС:  Ка-26
Регистрация ВС:  СССР-24380
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Ленинградское УГА, 2-й Ленинградский ОАО
 


Описание
    Пилот 74 летного отряда выполнял полет для ледовой разведки по маршруту Ржевка - форт - район пос. Лахта - Ржевка. На борту находился служебный пассажир - гидролог комплексной экспедиции №19.
    Взлет произведен в 15:09. После взлета, в режиме набора высоты, по показаниям очевидцев, на высоте 40-50 м вначале послышались хлопки, а потом от вертолета начали отделяться части. Впоследствии от фюзеляжа отделился редуктор с колонкой и оставшимися частями лопастей несущих винтов. Фюзеляж под углом 78-82° ударился о землю в 420 м северо-западнее КТА (59°59’СШ, 30°36’ВД), разрушился и загорелся. Пилот и пассажир погибли. Катастрофа произошла в 15:11.
    Через 37 секунд после доклада пилота о взлете зафиксировано нажатие по УКВ-передатчику, что свидетельствует о внезапном возникновении в полете непредвиденной ситуации. Комиссией установлено, что в полете произошло соударение первой лопасти верхнего несущего винта с лопастями нижнего винта, что привело к разрушению несущей системы вертолета, последующему ее отделению от фюзеляжа вместе с редуктором, подредукторной плитой и колонкой вследствие возникновения большой нерасчетной нагрузки из-за разрушения первой верхней и трех нижних лопастей несущих винтов.
    Соударение лопастей произошло в результате опускания верхней лопасти №1 по причине обрыва динамической тяги. По заключению ГосНИИ ЭРАТ ГА, разрушение тяги произошло в два этапа: первоначальный надлом и затем последующее разрушение через несколько тысяч циклов нагружений. Случаи изгиба и надлома тяг неоднократно имели место в эксплуатационных предприятиях ГА на втулках, не имеющих ограничителей взмаха верхних лопастей.
    Причинами взмаха лопастей несущей системы могли быть:
    - ветровая обстановка в день вылета, не выходившая за пределы допустимой РЛЭ (8 м/с, порывы 14 м/с);
    - соударение лопастей на земле при запуске двигателей, не замеченное пилотом и не отразившееся в первоначальный момент на уровне вибрации вертолета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-26
Регистрационный номер (id) ВС СССР-24380
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.12.1976
Заводской номер ВС 7603812
Наработка ВС (часы) 1047
Наработка ВС (циклы) 887
Силовая установка КЕ 713100 КЕ 723115


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Ленинградское УГА, 2-й Ленинградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград (Ржевка)
Пункт назначения Ленинград (Ржевка)
Начальный пункт маршрута Ленинград (Ржевка)
Конечный пункт маршрута Ленинград (Ржевка)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: аварийная ситуация в полете возникла в результате обрыва динамической тяги лопасти №1 верхней несущей системы с последующим опусканием ее в плоскость вращения нижней несущей системы.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной авиационного происшествия явилось разрушение динамической тяги лопасти №1 верхней несущей системы, надлом которой произошел по причине вымаха лопасти в период от момента запуска двигателей до производства взлета, что стало возможным из-за отсутствия верхних упоров ограничения взмаха. Последующее усталостное разрушение тяги повлекло за собой разрушение лопастей несущей системы, дисбаланс и отрыв колонки с редуктором.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.