|
|
|
Катастрофа Ми-2 Коми УГА в районе Ухты |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 октября 1978 г.
Время: 14:31
Страна: СССР
Место происшествия: Коми АССР, Ухтинский район, близ н.п. Поляна, 13 км от а/п Ухта
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-23559
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Коми УГА, Ухтинский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Командир звена 233 летного отряда выполнял внерейсовый полет по обслуживанию киностудии с целью съемки местности в районе н.п. Поляна и Пашня (Нефтепечорск).
Взлет в а/п Ухта произведен в 11:25 мск. На борту находилась киногруппа творческого объединения «Экран» в составе трех человек. Посадка предусматривалась в Ухте. Прибыв в район н.п. Пашня, пилот произвел облет местности с целью выбора объектов для съемки. После окончания облета он в 12:43 произвел посадку в н.п. Пашня для решения организационных вопросов киногруппой. В 13:46 вертолет вылетел в район н.п. Поляна. В 14:19 пилот перешел на связь с диспетчером круга а/п Ухта и доложил, что следует в район Поляны на высоте 100 м по давлению аэродрома. Прибыв к месту съемки, в 14:24 пилот приступил к выполнению контрольного захода для выбора траектории съемки кинообъекта «дома Грозова» с пересечением реки Ижма. Рабочий заход для съемки выполнялся не по намеченной траектории, а по руслу реки на высоте 5-7 м, что подтверждается просмотром отснятой оператором кинопленки. Пилот сосредоточил своё внимание на газопроводе, пересекающем реку Ижма ниже по течению, не зная, что впереди, в 250 м до газопровода, через реку проходит линия связи высотой 10-12 м, состоящая из восьми стальных проводов диаметром 4 мм. После окончания съемки полет продолжался на малой высоте до столкновения вертолета с проводами. В непосредственной близости от линии связи пилот увидел провода и попытался избежать столкновения взятием ручки циклического шага на себя. Однако вертолет столкнулся с проводами в наборе высоты. Столкновение с проводами произошло лопастями несущего винта и верхней передней частью фюзеляжа, что вызвало деформацию и разрушение элементов конструкции вертолета в воздухе. Обрывая линию связи, вращающиеся лопасти несущего винта захватили два провода и хлестнули ими по концевой балке. Оторвавшийся кусок лопасти НВ нанес скользящий удар по балке сверху. В результате этого произошло отделение концевой балки от вертолета, что вызвало потерю управляемости. Вертолет, беспорядочно вращаясь, упал в реку на левый борт и частично затонул на глубине 1,8 м. Пилот, по заключению судмедэкспертизы, погиб от травм при столкновении с проводами. Часть правого борта вертолета с подвесным баком, правой опорой шасси и хвостовая балка остались над водой. Три пассажира (двое получили травмы, один невредим) самостоятельно выбрались из вертолета и были эвакуированы очевидцами на лодках в н.п. Поляна.
На месте происшествия ширина реки Ижма составляет 120 м, обрывистые берега (левый высотой 10-12 м, правый высотой 4-6 м) покрыты лесом. Вертолет находился в реке в 35 м от берега и в 35 м от линии связи.
Катастрофа произошла в 14:31 у н.п. Поляна Ухтинского района (63°33’СШ, 54°03’ВД, 13 км от а/п Ухта).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
3 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-23559 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.03.1978 |
Заводской номер ВС |
535546038 |
Наработка ВС (часы) |
209 |
Наработка ВС (циклы) |
454 |
Силовая установка |
471681001 471681088 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Коми УГА, Ухтинский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Ухта |
Начальный пункт маршрута |
Ухта |
Конечный пункт маршрута |
Ухта |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: создавшаяся аварийная ситуация, закончившаяся катастрофой, произошла по причине нарушения пилотом установленной безопасной высоты. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: катастрофа произошла по личной недисциплинированности пилота, нарушившего требования НПП ГА-71 (пп 2.5.2, 4.1.9, 5.7.2), Руководства по съемочным полетам 77 г п.11.3 и указания из предварительной подготовки к данному полету. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|