Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Коми УГА в районе Ухты
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 октября 1978 г.
Время:  14:31
Страна:  СССР
Место происшествия:  Коми АССР, Ухтинский район, близ н.п. Поляна, 13 км от а/п Ухта
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23559
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Ухтинский ОАО
 


Описание
    Командир звена 233 летного отряда выполнял внерейсовый полет по обслуживанию киностудии с целью съемки местности в районе н.п. Поляна и Пашня (Нефтепечорск).
    Взлет в а/п Ухта произведен в 11:25 мск. На борту находилась киногруппа творческого объединения «Экран» в составе трех человек. Посадка предусматривалась в Ухте. Прибыв в район н.п. Пашня, пилот произвел облет местности с целью выбора объектов для съемки. После окончания облета он в 12:43 произвел посадку в н.п. Пашня для решения организационных вопросов киногруппой. В 13:46 вертолет вылетел в район н.п. Поляна. В 14:19 пилот перешел на связь с диспетчером круга а/п Ухта и доложил, что следует в район Поляны на высоте 100 м по давлению аэродрома. Прибыв к месту съемки, в 14:24 пилот приступил к выполнению контрольного захода для выбора траектории съемки кинообъекта «дома Грозова» с пересечением реки Ижма. Рабочий заход для съемки выполнялся не по намеченной траектории, а по руслу реки на высоте 5-7 м, что подтверждается просмотром отснятой оператором кинопленки. Пилот сосредоточил своё внимание на газопроводе, пересекающем реку Ижма ниже по течению, не зная, что впереди, в 250 м до газопровода, через реку проходит линия связи высотой 10-12 м, состоящая из восьми стальных проводов диаметром 4 мм. После окончания съемки полет продолжался на малой высоте до столкновения вертолета с проводами. В непосредственной близости от линии связи пилот увидел провода и попытался избежать столкновения взятием ручки циклического шага на себя. Однако вертолет столкнулся с проводами в наборе высоты. Столкновение с проводами произошло лопастями несущего винта и верхней передней частью фюзеляжа, что вызвало деформацию и разрушение элементов конструкции вертолета в воздухе. Обрывая линию связи, вращающиеся лопасти несущего винта захватили два провода и хлестнули ими по концевой балке. Оторвавшийся кусок лопасти НВ нанес скользящий удар по балке сверху. В результате этого произошло отделение концевой балки от вертолета, что вызвало потерю управляемости. Вертолет, беспорядочно вращаясь, упал в реку на левый борт и частично затонул на глубине 1,8 м. Пилот, по заключению судмедэкспертизы, погиб от травм при столкновении с проводами. Часть правого борта вертолета с подвесным баком, правой опорой шасси и хвостовая балка остались над водой. Три пассажира (двое получили травмы, один невредим) самостоятельно выбрались из вертолета и были эвакуированы очевидцами на лодках в н.п. Поляна.
    На месте происшествия ширина реки Ижма составляет 120 м, обрывистые берега (левый высотой 10-12 м, правый высотой 4-6 м) покрыты лесом. Вертолет находился в реке в 35 м от берега и в 35 м от линии связи.
    Катастрофа произошла в 14:31 у н.п. Поляна Ухтинского района (63°33’СШ, 54°03’ВД, 13 км от а/п Ухта).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23559
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.03.1978
Заводской номер ВС 535546038
Наработка ВС (часы) 209
Наработка ВС (циклы) 454
Силовая установка 471681001 471681088


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Ухтинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Ухта
Начальный пункт маршрута Ухта
Конечный пункт маршрута Ухта


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: создавшаяся аварийная ситуация, закончившаяся катастрофой, произошла по причине нарушения пилотом установленной безопасной высоты.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа произошла по личной недисциплинированности пилота, нарушившего требования НПП ГА-71 (пп 2.5.2, 4.1.9, 5.7.2), Руководства по съемочным полетам 77 г п.11.3 и указания из предварительной подготовки к данному полету.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.