Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14М Магаданского УГА на Шантарских о-вах
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 августа 1981 г.
Время:  15:12
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, о. Утичий, Шантарские о-ва
Тип ВС:  Ил-14М
Регистрация ВС:  СССР-91517
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Чаунский ОАО
 


Описание
    Экипаж 185 летного отряда на самолете Чаунского ОАО выполнял полет, задание на который предусматривало измерение температуры поверхностного слоя воды и осуществление контроля 200-мильной экономической зоны. Взлет в а/п Магадан-Сокол произведен в 00:23 мск (08:23 мест.вр.). Расчетное время полета составляло 9 часов с посадкой в Николаевске-на-Амуре. Перед полетом экипаж получил прогноз погоды по маршруту только на первую половину полета (с 0:00 до 05:00), который был благоприятным. После входа в Охотскую РДС в 03:30 экипаж запросил прогноз погоды, но диспетчер, сославшись на занятость, переадресовал его диспетчеру Охинской РДС. В 04:39, находясь в Охотской РДС, экипаж запросил прогноз у Магаданской РДС. Диспетчер отправил экипаж в Охотскую РДС. В дальнейшем экипаж больше не запрашивал прогноз погоды по району работ ни у Охотска, ни у Николаевска, а принял решение работать без прогноза. После входа в зону РДС Николаевска в 07:27 экипаж по запросу получил информацию о расположении грозы и прогноз аэродрома. Выполняя полет на высоте 300 м с курсом 90° в районе Шантарских о-вов, не имея прогноза погоды по району работ с 05:00 до 10:00, экипаж вошел в условия понижающейся облачности и принял решение снижаться до высоты 100 м, что не противоречило условиям выполнения задания на полет и обеспечивало работоспособность измерительной аппаратуры. Выполняя полет на этой высоте и не наблюдая небольшой скалистый остров Утичий визуально и на экране радиолокатора из-за наличия грозовой деятельности, экипаж попал в условия резко ухудшившейся видимости (облачность, осадки) и принял решение на возврат. Зная о нахождении слева о. Бол. Шантар, экипаж произвел правый разворот с креном 10-20° и незначительным набором высоты. Наблюдать засветку от о. Утичий в процессе разворота по радиолокатору было невозможно из-за смазывания «картинки». В процессе разворота самолет на высоте 140 м столкнулся со скалой высотой 152 м в юго-западной части острова. Первый удар о скалу с курсом 225° произошел левой ОЧК. Через 60 м произошел лобовой удар о вертикальную скалу с незначительным креном и набором высоты. Обломки самолета упали на скальный карниз на высоте 125 м и сгорели. Оба двигателя упали вниз, на заливаемый приливом урез острова. Катастрофа произошла в 08:12 мск (15:12 мест. вр.).
    На момент АП погода определялась фронтом окклюзии с наличием опасных и сложных метеоусловий (грозы, ливневые осадки, низкая облачность, турбулентность, ограниченная видимость).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 7
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 11


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14М
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91517
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.01.1957
Заводской номер ВС 147001135
Наработка ВС (часы) 32047
Наработка ВС (циклы) 27710
Силовая установка Б20171677 Б20171678


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Чаунский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Магадан
Пункт назначения Николаевск-на-Амуре
Начальный пункт маршрута Магадан
Конечный пункт маршрута Николаевск-на-Амуре


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Аварийная ситуация сложилась в результате недисциплинированности и принятия решения экипажем на продолжение полета в зоне грозовой деятельности вблизи островов при видимости менее 5 км и высоте облаков менее 250 м в нарушение НПП ГА-78. Это привело к невозможности обеспечить полет на безопасной истинной высоте над пролетаемой местностью при переходе к пилотированию по приборам.
    Экипаж принял решение на вылет по прогнозу погоды, срок действия которого был меньше расчетного времени полета и впоследствии продолжал полет по прогнозу, срок действия которого истёк.
    Полет по ПАНХ должен был осуществляться по требованиям, предъявляемым к ПВП, и при ухудшении метеоусловий надо было прекратить выполнять задание, перейти на ППП и произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме.
    Метеообеспечение полета осуществлялось с нарушениями НМО ГА-73: АМСГ Магадана выдан прогноз погоды не на весь срок полета. Диспетчер АДП Магадана разрешил взлет при отсутствии прогноза на весь срок полета. Диспетчер РДП Магадан необоснованно отказал в выдаче прогноза по запросу экипажа, находившегося в зоне Охотской РДС. Николаевский РДП проявил пассивность при управлении полетом. Прогноз погоды по району полетов не был составлен, фактическая погода у экипажа не уточнялась. Несмотря на доклад от экипажа в 07:26 о наличии грозы по бортовому радиолокатору, получение штормового предупреждения от АМСГ и решение руководителя полетов отменить все полеты в зоне МДП Николаевска по метеоусловиям, диспетчер не дал команду о прекращении полета. Руководитель полетов должным образом не организовал работу своей смены.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы является недисциплинированность экипажа, нарушившего требования пп. 5.5.12, 8.12.12.17, 8.5.3 и 5.5.15 НПП ГА-78, выразившаяся в продолжении полета в условиях погоды хуже установленного минимума на высоте ниже безопасной и позднем принятии решения на возврат.
    Способствующие причины:
    а) наличие СМУ в районе полета;
    б) выполнение полета без прогноза погоды по маршруту вследствие недостатков в организации метеообеспечения в Магаданском УГА;
    в) грубые нарушения технологии работы диспетчерами службы движения Николаевской РДС.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.