Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14ФКМ Западно-Сибирского УГА в Новосибирской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 апреля 1977 г.
Время:  15:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новосибирская область, близ дер. Пенёк Чулымского р-на
Тип ВС:  Ил-14ФКМ
Регистрация ВС:  СССР-61675
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Новосибирский ОАО
 


Описание
    Экипаж 6 летного отряда днем в простых метеоусловиях выполнял полет с целью тренировки троих вторых пилотов к самостоятельным полетам по программе подготовки командиров кораблей. Задание на полет предусматривало имитацию отказа одного двигателя в различных режимах полета.
    Прогноз погоды по району полетов предусматривал: облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, разорвано-слоистая 200-300 м, средняя. Верхняя граница 3-4 км. Снег. Видимость 4-6 км. В облаках слабое обледенение.
    Взлет произведен в 14:30. В 14:53 экипаж прибыл в пилотажную зону и начал выполнение задания на высоте 1 500 м между слоями. Земля просматривалась. В 15:19 борт на вызов не ответил. Горящий самолет был обнаружен на удалении 91 км от аэропорта Толмачево с азимутом 297°. Руль направления был отклонен в максимальное положение вправо. Самолет упал под углом 45-60° с углом тангажа 50-60° и левым креном 40°. Местность – заснеженная слабо заболоченная равнина, покрытая кустарником и стволами старых деревьев высотой 3-5 м. Катастрофа произошла около 15:00.
    Комиссия установила, что экипаж выполнял имитацию отказа левого двигателя в левом развороте. Для парирования разворачивающего момента руль направления был отклонен экипажем вправо на 18-20°, т.е. в положение, близкое к перекомпенсации руля. С начала перекомпенсации руль самопроизвольно и быстро переместился вправо на максимальную величину, чему способствовало скольжение на левое крыло. Самолет потерял управляемость и перешел в быстрое неуправляемое снижение. Столкновение с землей произошло левой плоскостью со скольжением вправо с большой вертикальной и малой поступательной скоростями.
    Фактическая погода в момент происшествия была: облачность 10 баллов средняя, видимость более 20 км, ветер 270° 2 м/с, в облаках умеренное обледенение.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14ФКМ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-61675
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 09.01.1957
Заводской номер ВС 6342106
Наработка ВС (часы) 29252
Наработка ВС (циклы) 21779
Силовая установка Б 244073012 Б 244073000


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Новосибирский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск (Северный)
Пункт назначения Новосибирск (Северный)
Начальный пункт маршрута Новосибирск (Северный)
Конечный пункт маршрута Новосибирск (Северный)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятной причиной катастрофы явилось заклинивание руля направления в отклоненном на 30° вправо положении вследствие конструктивного недостатка (заскакивания ролика качалки за головку опорного болта пружинного цилиндра) из-за появления аэродинамической перекомпенсации руля при создавшемся скольжении самолета во время виража с имитацией отказа двигателя.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.