Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Дальневосточного УГА в районе Елабуги
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 января 1982 г.
Время:  15:12
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Нанайский район, 10 км северо-восточнее озера Дабанда
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-23489
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
 


Описание
    Пилот 249 летного отряда выполнял срочное санитарное задание по перевозке больного из Амурска в Хабаровск. На борту находился служебный пассажир (авиатехник).
    Вылетев из а/п Комсомольск-на-Амуре в 06:47 мск (13:47 местного времени), пилот произвел посадку в Амурске. Взяв на борт тяжелобольного и сопровождающего его врача, в 07:00 он произвел взлет. Взлетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные пределы.
    Полет до траверза н.п. Елабуга проходил без отклонений. Через 1 час 10 минут полета после вылета из Амурска, на удалении 60 км от а/п Хабаровск, произошел последовательный отказ обоих двигателей, сначала правого, затем левого.
    При выполнении вынужденной посадки на площадку ограниченных размеров в холмистой местности среди редколесья с глубоким снежным покровом в 10 км северо-восточнее озера Дабанда (48°58’СШ, 135°40’ВД) вертолет столкнулся с деревьями и разрушился. Больной и авиатехник погибли. Пилот и врач получили телесные повреждения.
    Катастрофа произошла в 08:12 мск (15:12 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 3 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23489
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.08.1979
Заводской номер ВС 526248089
Наработка ВС (часы) 1096
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371654108 371664098


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Амурск
Пункт назначения Хабаровск (МВЛ)
Начальный пункт маршрута Комсомольск-на-Амуре
Конечный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При осмотре вертолета и двигателей на месте АП комиссия обнаружила, что поверхность фильтрующих элементов грубой очистки топлива на 90-95% покрыты кристаллами льда. Правый фильтр тонкой очистки топлива и камера фильтра на 25-30% покрыты жидкой снежной массой, левый фильтр тонкой очистки топлива - незначительно. Топливный фильтр агрегата НР-40ТА правого двигателя незначительно покрыт снежной массой. Левый фильтр чист.
    При производстве вынужденной посадки пилот не был готов к действиям на случай отказа второго двигателя и произвел весь расчет на посадку с одним работающим двигателем, что в условиях отказа второго двигателя на высоте 30-40 м усугубило положение.
    Выводы: развитие аварийной ситуации началось с момента отказа правого двигателя, что не позволило КВС продолжать горизонтальный полет. Взятием ручки циклического шага «на себя», установив взлетный режим работающему двигателю и сбросив общий шаг несущего винта (согласно РЛЭ), пилот уменьшил поступательную скорость до 100-120 км/ч, вертолет начал снижение. Вертикальная скорость достигла при этом 1-2 м/с, обороты несущего винта 78%. При довороте с креном на подобранную для посадки площадку вертикальная скорость снижения увеличилась, что привело к большой потере высоты и ограничению маневра для производства посадки. На высоте 30-40 м, в момент пролета деревьев на границе площадки на высоте 25-30 м от верхушек, произошел отказ левого двигателя. Вертолет с вертикальной скоростью снижения до 10 м/с столкнулся с поверхностью земли. Получив значительные повреждения, имея поступательную скорость до 40 км/ч и продолжая движение по земле, вертолет столкнулся с пеньками деревьев, опрокинулся на правый борт и разрушился. Пожара не было.
    На авиационное происшествие оказало влияние:
    1) подготовка КВС, который не был тренирован в полетах с одним работающим двигателем в сезон 81-82 гг и опыта действий при отказе двух двигателей не имел;
    2) отказ сначала правого, затем левого двигателя в результате прекращения подачи топлива из-за обмерзания топливных фильтров тонкой и грубой очистки, чему способствовало несовершенство топливной системы вертолета:
    - наличие одного общего фильтра грубой очистки топлива, без клапана перепуска и сигнализации загрязнения фильтра;
    - отсутствие обогрева корпуса блока фильтров в условиях низких температур;
    - несовершенство конструкции топливного бака, не позволяющее произвести полный слив отстоя из самых его низких точек;
    - отсутствие сигнализации обмерзания фильтров тонкой очистки топлива.
    3) отсутствие рекомендаций РЛЭ по действиям в ситуации с последовательным отказом двух двигателей.
   
Выявленные при расследовании недостатки     Расследованием установлено нарушение методов введения противообледенительных присадок в топливо во 2-м Хабаровском ОАО. На складе ГСМ 2-го Хабаровского ОАО в нарушение приказа МГА от 02.08.78 №119 противообледенительная присадка ТГФ в топливо добавлялась ведром через горловину непосредственно в расходный резервуар (в связи с отсутствием промышленных дозаторов) без ежедневного лабораторного контроля за содержанием присадки в топливе, что подтверждается заключением ГосНИИ ГА, согласно которому возможно образование кристаллов льда в топливе при применении нерегламентированных приказом МГА от 02.08.78 №119 методов введения противообледенительных присадок. Такой способ введения противообледенительной присадки в топливо не обеспечивает равномерное перемешивание жидкости ТГФ с топливом и проявляется в виде различных доз ее содержания, хотя и в пределах нормы в одном трубопроводе из различных заправочных колонок.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явился отказ двигателей в полете из-за полного прекращения подачи топлива вследствие засорения топливных фильтров смесью, состоящей из жидкости ТГФ и кристаллов льда.
    Образование кристаллов льда в топливе произошло по следующим причинам:
    - выделение растворенной воды из топлива при уменьшении температуры и высокой влажности с последующей ее кристаллизацией в баке;
    - образование инея на стенках бака вертолета при его длительных стоянках с неполностью заправленными топливными баками при низких температурах и высокой влажности и применением жидкостей «И» и «ТГФ»;
    - образовавшийся иней и выделения кристаллов в топливе с присадками «И» и «ТГФ» при низких отрицательных температурах не превращаются в жидкую фазу за короткий срок или образуют антифриз с недостаточно низкой температурой замерзания. Кристаллы льда, инея, антифриза в топливном баке накапливаются в процессе эксплуатации и не удаляются полностью при сливе отстоя из топливного бака вследствие несовершенства его конструкции.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.