 |
 |
 |
Катастрофа Ми-2 Дальневосточного УГА в районе Елабуги |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 января 1982 г.
Время: 15:12
Страна: СССР
Место происшествия: Хабаровский край, Нанайский район, 10 км северо-восточнее озера Дабанда
Тип ВС: Ми-2
Регистрация ВС: СССР-23489
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Пилот 249 летного отряда выполнял срочное санитарное задание по перевозке больного из Амурска в Хабаровск. На борту находился служебный пассажир (авиатехник).
Вылетев из а/п Комсомольск-на-Амуре в 06:47 мск (13:47 местного времени), пилот произвел посадку в Амурске. Взяв на борт тяжелобольного и сопровождающего его врача, в 07:00 он произвел взлет. Взлетная масса и центровка вертолета не выходили за установленные пределы.
Полет до траверза н.п. Елабуга проходил без отклонений. Через 1 час 10 минут полета после вылета из Амурска, на удалении 60 км от а/п Хабаровск, произошел последовательный отказ обоих двигателей, сначала правого, затем левого.
При выполнении вынужденной посадки на площадку ограниченных размеров в холмистой местности среди редколесья с глубоким снежным покровом в 10 км северо-восточнее озера Дабанда (48°58’СШ, 135°40’ВД) вертолет столкнулся с деревьями и разрушился. Больной и авиатехник погибли. Пилот и врач получили телесные повреждения.
Катастрофа произошла в 08:12 мск (15:12 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
3 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-23489 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.08.1979 |
Заводской номер ВС |
526248089 |
Наработка ВС (часы) |
1096 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
371654108 371664098 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Санитарный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Амурск |
Пункт назначения |
Хабаровск (МВЛ) |
Начальный пункт маршрута |
Комсомольск-на-Амуре |
Конечный пункт маршрута |
Хабаровск (МВЛ) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
При осмотре вертолета и двигателей на месте АП комиссия обнаружила, что поверхность фильтрующих элементов грубой очистки топлива на 90-95% покрыты кристаллами льда. Правый фильтр тонкой очистки топлива и камера фильтра на 25-30% покрыты жидкой снежной массой, левый фильтр тонкой очистки топлива - незначительно. Топливный фильтр агрегата НР-40ТА правого двигателя незначительно покрыт снежной массой. Левый фильтр чист.
При производстве вынужденной посадки пилот не был готов к действиям на случай отказа второго двигателя и произвел весь расчет на посадку с одним работающим двигателем, что в условиях отказа второго двигателя на высоте 30-40 м усугубило положение.
Выводы: развитие аварийной ситуации началось с момента отказа правого двигателя, что не позволило КВС продолжать горизонтальный полет. Взятием ручки циклического шага «на себя», установив взлетный режим работающему двигателю и сбросив общий шаг несущего винта (согласно РЛЭ), пилот уменьшил поступательную скорость до 100-120 км/ч, вертолет начал снижение. Вертикальная скорость достигла при этом 1-2 м/с, обороты несущего винта 78%. При довороте с креном на подобранную для посадки площадку вертикальная скорость снижения увеличилась, что привело к большой потере высоты и ограничению маневра для производства посадки. На высоте 30-40 м, в момент пролета деревьев на границе площадки на высоте 25-30 м от верхушек, произошел отказ левого двигателя. Вертолет с вертикальной скоростью снижения до 10 м/с столкнулся с поверхностью земли. Получив значительные повреждения, имея поступательную скорость до 40 км/ч и продолжая движение по земле, вертолет столкнулся с пеньками деревьев, опрокинулся на правый борт и разрушился. Пожара не было.
На авиационное происшествие оказало влияние:
1) подготовка КВС, который не был тренирован в полетах с одним работающим двигателем в сезон 81-82 гг и опыта действий при отказе двух двигателей не имел;
2) отказ сначала правого, затем левого двигателя в результате прекращения подачи топлива из-за обмерзания топливных фильтров тонкой и грубой очистки, чему способствовало несовершенство топливной системы вертолета:
- наличие одного общего фильтра грубой очистки топлива, без клапана перепуска и сигнализации загрязнения фильтра;
- отсутствие обогрева корпуса блока фильтров в условиях низких температур;
- несовершенство конструкции топливного бака, не позволяющее произвести полный слив отстоя из самых его низких точек;
- отсутствие сигнализации обмерзания фильтров тонкой очистки топлива.
3) отсутствие рекомендаций РЛЭ по действиям в ситуации с последовательным отказом двух двигателей.
|
Выявленные при расследовании недостатки |
Расследованием установлено нарушение методов введения противообледенительных присадок в топливо во 2-м Хабаровском ОАО. На складе ГСМ 2-го Хабаровского ОАО в нарушение приказа МГА от 02.08.78 №119 противообледенительная присадка ТГФ в топливо добавлялась ведром через горловину непосредственно в расходный резервуар (в связи с отсутствием промышленных дозаторов) без ежедневного лабораторного контроля за содержанием присадки в топливе, что подтверждается заключением ГосНИИ ГА, согласно которому возможно образование кристаллов льда в топливе при применении нерегламентированных приказом МГА от 02.08.78 №119 методов введения противообледенительных присадок. Такой способ введения противообледенительной присадки в топливо не обеспечивает равномерное перемешивание жидкости ТГФ с топливом и проявляется в виде различных доз ее содержания, хотя и в пределах нормы в одном трубопроводе из различных заправочных колонок. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явился отказ двигателей в полете из-за полного прекращения подачи топлива вследствие засорения топливных фильтров смесью, состоящей из жидкости ТГФ и кристаллов льда.
Образование кристаллов льда в топливе произошло по следующим причинам:
- выделение растворенной воды из топлива при уменьшении температуры и высокой влажности с последующей ее кристаллизацией в баке;
- образование инея на стенках бака вертолета при его длительных стоянках с неполностью заправленными топливными баками при низких температурах и высокой влажности и применением жидкостей «И» и «ТГФ»;
- образовавшийся иней и выделения кристаллов в топливе с присадками «И» и «ТГФ» при низких отрицательных температурах не превращаются в жидкую фазу за короткий срок или образуют антифриз с недостаточно низкой температурой замерзания. Кристаллы льда, инея, антифриза в топливном баке накапливаются в процессе эксплуатации и не удаляются полностью при сливе отстоя из топливного бака вследствие несовершенства его конструкции.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|