Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Таджикского УГА в Варзобском ущелье
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 июля 1978 г.
Время:  17:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, Душанбинская область, близ н.п. Гажни
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-14304
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
 


Описание
    В день происшествия экипаж 178 летного отряда выполнял патрулирование автодорог по заявке ГАИ МВД Таджикской ССР. В 13:25 мск экипаж по срочному вызову, с разрешения службы УВД а/п Душанбе, произвел взлет с места посадки в районе н.п Ханака (28 км западнее Душанбе) для полета в район Варзобского ущелья для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Прибыв в указанный район, экипаж в 13:50 произвел посадку на подобранную с воздуха площадку, доложив службе УВД о посадке и предполагаемом времени взлета (площадка расположена в ущелье в 33 км севернее Душанбе на высоте 1200 м над уровнем моря, в районе н.п. Гажни, 38°49’32”СШ, 68°49’20”ВД). После посадки экипаж вместе с работниками ГАИ осмотрел площадку и место предполагаемых работ по вывозке пострадавших и принял решение в данных условиях, при наличии препятствий, работы не производить и вернуться на базу в а/п Душанбе.
    Перед взлетом на высоте 1-1,5 м экипаж выполнил контрольное висение, переместился назад в сторону реки на расстояние 40-50 м и в 14:00 мск (17:00 местного времени) приступил к взлету в направлении максимального провисания проводов ЛЭП, до которой от точки взлета было 247 м. О наличии ЛЭП по курсу взлета экипаж знал и оговаривал порядок и место ее пересечения.
    Площадка, ее размеры и расположение в зоне воздушных подходов препятствий отвечает требованиям «Инструкции МГА о порядке применения ГАИ патрульно-санитарных вертолетов». Расчетная траектория набора высоты с учетом конкретных метеоусловий на взлете, согласно требованиям РЛЭ, позволяла безопасно преодолеть препятствия по курсу взлета. Взлет производился против ветра скоростью 3-5 м/с комбинированным методом, с разгоном скорости в зоне влияния «воздушной подушки» с последующим переводом вертолета в режим набора высоты.
    В процессе взлета вертолета на высоте 18-20 м и удалении от ЛЭП 70-80 м произошло падение мощности двигателя из-за кратковременного заедания золотникового механизма регулятора смеси РС-24В по причине потертостей и надира на гильзе и корпусе, в результате чего вертолет получил просадку по высоте. КВС, видя неизбежность столкновения с проводами ЛЭП, сбросил «шаг-газ» до 5°30’ (по положению рычага после АП) и отвернул влево для предотвращения столкновения. Вертолет, с левым креном в развороте, хвостовым и несущим винтами зацепил нижние провода ЛЭП на высоте 8 м от уровня площадки, потерял управляемость и, разрушаясь, упал в русло реки Варзоб. Удар о воду произошел с правым креном около 70°. После падения в реку вертолет перенесло потоком на 120 м вниз по течению до моста, где он находился в течение 3 часов до эвакуации на правом борту. КВС и второй пилот погибли (утонули). Бортмеханик и сотрудник ГАИ получили травмы.
    Фактическая погода на месте АП: температура наружного воздуха +38°С, упругость водяного пара 15 мб, давление 655 мм рт.ст., ветер южный 3-5 м/с, порывы 1 м/с. В силу влияния сложного горного рельефа имели место неупорядоченные вихревые движения с восходящими и нисходящими потоками в разреженном воздухе, при минимальном давлении, которые повлияли на траекторию взлета вертолета. На высоте 1200-1500 м прогнозировалась умеренная болтанка.
    Анализ метеообстановки по метеодокументам и показаниям очевидцев позволяет сделать вывод, что наличие интенсивной орографической турбулентности при высокой температуре наружного воздуха создало экипажу дополнительные затруднения в пилотировании и способствовало развитию аварийной ситуации при падении мощности двигателя.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14304
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.11.1962
Заводской номер ВС 07135
Наработка ВС (часы) 4501
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б90171067


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское УГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является падение мощности двигателя в наборе высоты из-за предполагаемого отказа регулятора смеси РС-24В и наличие орографической турбулентности при высокой температуре наружного воздуха, что привело к просадке вертолета и столкновению с проводами ЛЭП.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.