В день происшествия экипаж 178 летного отряда выполнял патрулирование автодорог по заявке ГАИ МВД Таджикской ССР. В 13:25 мск экипаж по срочному вызову, с разрешения службы УВД а/п Душанбе, произвел взлет с места посадки в районе н.п Ханака (28 км западнее Душанбе) для полета в район Варзобского ущелья для оказания помощи пострадавшим в ДТП. Прибыв в указанный район, экипаж в 13:50 произвел посадку на подобранную с воздуха площадку, доложив службе УВД о посадке и предполагаемом времени взлета (площадка расположена в ущелье в 33 км севернее Душанбе на высоте 1200 м над уровнем моря, в районе н.п. Гажни, 38°49’32”СШ, 68°49’20”ВД). После посадки экипаж вместе с работниками ГАИ осмотрел площадку и место предполагаемых работ по вывозке пострадавших и принял решение в данных условиях, при наличии препятствий, работы не производить и вернуться на базу в а/п Душанбе.
Перед взлетом на высоте 1-1,5 м экипаж выполнил контрольное висение, переместился назад в сторону реки на расстояние 40-50 м и в 14:00 мск (17:00 местного времени) приступил к взлету в направлении максимального провисания проводов ЛЭП, до которой от точки взлета было 247 м. О наличии ЛЭП по курсу взлета экипаж знал и оговаривал порядок и место ее пересечения.
Площадка, ее размеры и расположение в зоне воздушных подходов препятствий отвечает требованиям «Инструкции МГА о порядке применения ГАИ патрульно-санитарных вертолетов». Расчетная траектория набора высоты с учетом конкретных метеоусловий на взлете, согласно требованиям РЛЭ, позволяла безопасно преодолеть препятствия по курсу взлета. Взлет производился против ветра скоростью 3-5 м/с комбинированным методом, с разгоном скорости в зоне влияния «воздушной подушки» с последующим переводом вертолета в режим набора высоты.
В процессе взлета вертолета на высоте 18-20 м и удалении от ЛЭП 70-80 м произошло падение мощности двигателя из-за кратковременного заедания золотникового механизма регулятора смеси РС-24В по причине потертостей и надира на гильзе и корпусе, в результате чего вертолет получил просадку по высоте. КВС, видя неизбежность столкновения с проводами ЛЭП, сбросил «шаг-газ» до 5°30’ (по положению рычага после АП) и отвернул влево для предотвращения столкновения. Вертолет, с левым креном в развороте, хвостовым и несущим винтами зацепил нижние провода ЛЭП на высоте 8 м от уровня площадки, потерял управляемость и, разрушаясь, упал в русло реки Варзоб. Удар о воду произошел с правым креном около 70°. После падения в реку вертолет перенесло потоком на 120 м вниз по течению до моста, где он находился в течение 3 часов до эвакуации на правом борту. КВС и второй пилот погибли (утонули). Бортмеханик и сотрудник ГАИ получили травмы.
Фактическая погода на месте АП: температура наружного воздуха +38°С, упругость водяного пара 15 мб, давление 655 мм рт.ст., ветер южный 3-5 м/с, порывы 1 м/с. В силу влияния сложного горного рельефа имели место неупорядоченные вихревые движения с восходящими и нисходящими потоками в разреженном воздухе, при минимальном давлении, которые повлияли на траекторию взлета вертолета. На высоте 1200-1500 м прогнозировалась умеренная болтанка.
Анализ метеообстановки по метеодокументам и показаниям очевидцев позволяет сделать вывод, что наличие интенсивной орографической турбулентности при высокой температуре наружного воздуха создало экипажу дополнительные затруднения в пилотировании и способствовало развитию аварийной ситуации при падении мощности двигателя.
|