В начале июня 1978 г в районе им. Лазо Хабаровского края сложилась чрезвычайная пожарная обстановка и в н.п. Бичевая был создан штаб по борьбе с лесными пожарами, в распоряжение которого направлены три вертолета Ми-8 и самолет Ан-2.
7 июня в Бичевую для координации работы штаба прибыл член чрезвычайной противопожарной комиссии (ЧПК) при Хабаровском крайисполкоме - зав. отделом лесной и деревообрабатывающей промышленности Хабаровского крайисполкома. В тот же день командиру 249 летного отряда поступил телефонный звонок от ЧПК с требованием предоставить вертолет Ми-2. Тот ответил отказом, так как договором с Дальневосточной авиабазой охраны лесов лесопатрульные работы на Ми-2 не предусматривались и летный состав к таким работам не готовился. После повторного звонка с разъяснением, что вертолет не будет выполнять работы по патрулированию, а осмотрит пожары в районе Бичевой, командир 249 ЛО разрешил облет с комиссией без подбора посадочных площадок пилоту вертолета, подготовленному к выполнению внетрассовых полетов, и передал в распоряжение комиссии вертолет Ми-2 №20338, выполнявший из а/п Бичевая почтово-пассажирские рейсы.
В день происшествия этот КВС выполнил транспортный полет и произвел посадку в а/п Бичевая в 03:25 мск. Решение о выполнении полета по маршруту Бичевая - верховья реки Тагаму - верховья реки Сукпай - верховья реки Самарга - Бичевая было принято комиссией в 03:00. Заявление зам. нач. Дальневосточной авиабазы, что в выполнении полета нет необходимости, так как обстановку доложили летнабы вертолетов Ми-8, не изменило решения комиссии. О необходимости выполнения полета и конкретном маршруте КВС узнал около 04:00. В сложившейся обстановке он проявил беспринципность и нерешительность, не назначил время вылета с учетом времени, необходимого ему для подготовки к полету, а в спешке подготовился к вылету с нарушениями, предполетной подготовки в соответствии с требованиями НШС ГА-73 не провел, ограничившись нанесением на полетную карту точек лесных пожаров и прокладкой линии до первого пожара в верховьях реки Тагаму. Место второго пожара было отмечено на карте летнабом с ошибкой на 25 км. Штурманский расчет Клочков не проводил, полетный вес и центровку не рассчитал. Вся предварительная подготовка к полету составила 55 минут.
Диспетчер выдал диспетчерское разрешение на вылет без контроля подготовки полетной карты и документации, не имея утвержденного плана полета по данному маршруту. На борт было посажено 4 пассажира, в т.ч. прибывший из Хабаровска член ЧПК и 2-й секретарь райкома КПСС р-на им. Лазо. Заправка вертолета составила 1070 литров (850 кг).
Взлет в а/п Бичевая для аэровизуального полета с целью контроля лесных пожаров произведен в 04:20 мск. Посадка намечалась в том же аэропорту. Взлетный вес превышал допустимый на 154 кг. Прогноз погоды соответствовал минимуму пилота. Диспетчер МДП а/п Хабаровск, получив сообщение о вылете Ми-2 по незапланированному маршруту, не вернул его в аэропорт вылета.
В 04:30 пилот сообщил о выходе из района а/п Бичевая и о времени возврата в 07:20. Больше радиосвязь с бортом не поддерживалась. На участке маршрута Бичевая - верховья реки Тагаму полет выполнялся без отклонений, на безопасной высоте. После осмотра пожара в районе верховья реки Тагаму пилот направился в район второго пожара, но не обнаружил его в указанном летнабом на карте месте и продолжил полет к пожару на притоке реки Самарга. Прибыв туда, пилот не стал производить облет пожара, а направился в Бичевую, ссылаясь на малый остаток топлива.
В 06:00, после отхода от места пожара, пилот встретил метеоусловия (дождь), не позволяющие выполнять полет на безопасной высоте, но решения на возврат в район хорошей погоды не принял, а продолжил полет на высоте ниже безопасной. Полет выполнялся сначала в слабых осадках, потом в ливневых со значительно ограниченной видимостью, затем в течение около 1 минуты в облачности. Пилот уклонился от русла притока Самарги в сторону превышения рельефа местности и в 06:23 мск (13:23 местного времени) столкнулся со склоном горы с отметкой 1533 м на высоте 1200 м над уровнем моря, на границе Хабаровского и Приморского краев, в 135 км восточнее н.п. Бичевая (48°05’СШ, 137°18’ВД). Первоначально вертолет начал сталкиваться с деревьями на склоне горы, затем столкнулся с землей и разрушился. Пилот и три пассажира погибли, один пассажир (сотрудник Дальневосточной авиабазы) получил ранения. Место катастрофы обнаружено в 08:18 экипажем Ан-2, вылетевшего на поиски. Пострадавший в тот же день вывезен вертолетом.
|