Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Дальневосточного УГА в районе им. Лазо Хабаровского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 июня 1978 г.
Время:  13:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, район им. Лазо, 135 км восточнее н.п. Бичевая
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20338
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
 


Описание
    В начале июня 1978 г в районе им. Лазо Хабаровского края сложилась чрезвычайная пожарная обстановка и в н.п. Бичевая был создан штаб по борьбе с лесными пожарами, в распоряжение которого направлены три вертолета Ми-8 и самолет Ан-2.
    7 июня в Бичевую для координации работы штаба прибыл член чрезвычайной противопожарной комиссии (ЧПК) при Хабаровском крайисполкоме - зав. отделом лесной и деревообрабатывающей промышленности Хабаровского крайисполкома. В тот же день командиру 249 летного отряда поступил телефонный звонок от ЧПК с требованием предоставить вертолет Ми-2. Тот ответил отказом, так как договором с Дальневосточной авиабазой охраны лесов лесопатрульные работы на Ми-2 не предусматривались и летный состав к таким работам не готовился. После повторного звонка с разъяснением, что вертолет не будет выполнять работы по патрулированию, а осмотрит пожары в районе Бичевой, командир 249 ЛО разрешил облет с комиссией без подбора посадочных площадок пилоту вертолета, подготовленному к выполнению внетрассовых полетов, и передал в распоряжение комиссии вертолет Ми-2 №20338, выполнявший из а/п Бичевая почтово-пассажирские рейсы.
    В день происшествия этот КВС выполнил транспортный полет и произвел посадку в а/п Бичевая в 03:25 мск. Решение о выполнении полета по маршруту Бичевая - верховья реки Тагаму - верховья реки Сукпай - верховья реки Самарга - Бичевая было принято комиссией в 03:00. Заявление зам. нач. Дальневосточной авиабазы, что в выполнении полета нет необходимости, так как обстановку доложили летнабы вертолетов Ми-8, не изменило решения комиссии. О необходимости выполнения полета и конкретном маршруте КВС узнал около 04:00. В сложившейся обстановке он проявил беспринципность и нерешительность, не назначил время вылета с учетом времени, необходимого ему для подготовки к полету, а в спешке подготовился к вылету с нарушениями, предполетной подготовки в соответствии с требованиями НШС ГА-73 не провел, ограничившись нанесением на полетную карту точек лесных пожаров и прокладкой линии до первого пожара в верховьях реки Тагаму. Место второго пожара было отмечено на карте летнабом с ошибкой на 25 км. Штурманский расчет Клочков не проводил, полетный вес и центровку не рассчитал. Вся предварительная подготовка к полету составила 55 минут.
    Диспетчер выдал диспетчерское разрешение на вылет без контроля подготовки полетной карты и документации, не имея утвержденного плана полета по данному маршруту. На борт было посажено 4 пассажира, в т.ч. прибывший из Хабаровска член ЧПК и 2-й секретарь райкома КПСС р-на им. Лазо. Заправка вертолета составила 1070 литров (850 кг).
    Взлет в а/п Бичевая для аэровизуального полета с целью контроля лесных пожаров произведен в 04:20 мск. Посадка намечалась в том же аэропорту. Взлетный вес превышал допустимый на 154 кг. Прогноз погоды соответствовал минимуму пилота. Диспетчер МДП а/п Хабаровск, получив сообщение о вылете Ми-2 по незапланированному маршруту, не вернул его в аэропорт вылета.
    В 04:30 пилот сообщил о выходе из района а/п Бичевая и о времени возврата в 07:20. Больше радиосвязь с бортом не поддерживалась. На участке маршрута Бичевая - верховья реки Тагаму полет выполнялся без отклонений, на безопасной высоте. После осмотра пожара в районе верховья реки Тагаму пилот направился в район второго пожара, но не обнаружил его в указанном летнабом на карте месте и продолжил полет к пожару на притоке реки Самарга. Прибыв туда, пилот не стал производить облет пожара, а направился в Бичевую, ссылаясь на малый остаток топлива.
    В 06:00, после отхода от места пожара, пилот встретил метеоусловия (дождь), не позволяющие выполнять полет на безопасной высоте, но решения на возврат в район хорошей погоды не принял, а продолжил полет на высоте ниже безопасной. Полет выполнялся сначала в слабых осадках, потом в ливневых со значительно ограниченной видимостью, затем в течение около 1 минуты в облачности. Пилот уклонился от русла притока Самарги в сторону превышения рельефа местности и в 06:23 мск (13:23 местного времени) столкнулся со склоном горы с отметкой 1533 м на высоте 1200 м над уровнем моря, на границе Хабаровского и Приморского краев, в 135 км восточнее н.п. Бичевая (48°05’СШ, 137°18’ВД). Первоначально вертолет начал сталкиваться с деревьями на склоне горы, затем столкнулся с землей и разрушился. Пилот и три пассажира погибли, один пассажир (сотрудник Дальневосточной авиабазы) получил ранения. Место катастрофы обнаружено в 08:18 экипажем Ан-2, вылетевшего на поиски. Пострадавший в тот же день вывезен вертолетом.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 4 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20338
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.03.1975
Заводской номер ВС 524024035
Наработка ВС (часы) 1037
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371651073 371652130


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Лесоавиационный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Бичевая
Пункт назначения Бичевая
Начальный пункт маршрута Бичевая
Конечный пункт маршрута Бичевая


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: на развитие аварийной ситуации оказало влияние:
    - беспринципность и нерешительность КВС при определении срока вылета с учетом времени, необходимого для подготовки к полету;
    - подготовка пилота к данному полету;
    - уровень управления полетом вертолета со стороны службы движения а/п Хабаровск-МВЛ;
    - фактическая погода в месте происшествия в момент развития аварийной ситуации;
    - уровень дисциплины пилота.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной авиационного происшествия явилось нарушение командиром вертолета ПВП, выразившееся в продолжении полета в условиях осадков при видимости ниже минимума пилота, на высоте ниже безопасной.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.