Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Киргизского УГА в н.п. Ананьево
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 июля 1978 г.
Время:  14:11
Страна:  СССР
Место происшествия:  Киргизская ССР, Иссык-Кульская область, н.п. Ананьево, Иссык-Кульский район
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-03568
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО
 


Описание
    Экипаж 180 летного отряда выполнял служебный перелет из а/п Пржевальск с целью доставки топлива на посадочную площадку МВЛ Ананьево. На борт экипажем самовольно взята неоформленная пассажирка. Взлет произведен в 10:46 мск (13:46 местного времени). Посадка в Ананьево (42°43’СШ, 77°40’ВД) производилась в 11:11 мск (14:11 местного времени) по-самолетному. Выбранный способ посадки соответствовал полетному весу вертолета, размерам площадки и атмосферным условиям. Приземление произошло без сноса на правое колесо на истинной скорости, близкой к расчетной. Экипаж сбросил «шаг-газ» до минимума и периодически применял импульсное торможение, обороты несущего винта при этом были уменьшены, оставаясь около 2400 об/мин. На удалении 58 м от места касания, при попадании в процессе пробега на неровности грунта (промоины, колеи от автотранспорта, взбугривания в пределах 4-10 см), вертолет вошел в режим «земного резонанса». Его возникновению могло способствовать выдерживание оборотов НВ около 2400 об/мин (в соответствии с рекомендациями РЛЭ Ми-4). Практически мгновенно после попадания на неровности грунта возникли колебания со значительной амплитудой. Произошло разрушение конструкции ВС - обрыв хвостового винта с редуктором, поломка подкосов передних стоек шасси, с последующим опрокидыванием на левый борт. Экипаж был выведен из работоспособного состояния еще до опрокидывания вертолета. Так, проверяющий получил перелом нескольких ребер и обеих костей правой голени и вследствие полученных травм и болевого шока допустил непроизвольное увеличение «шаг-газа», что дополнительно увеличило колебания и перемещение вертолета по аэродрому, который остановился в 98 м от места первого касания на левом борту и загорелся. КВС пытался выключить зажигание двигателей, но не смог найти выключатель. Очевидцы помогли КВС, второму пилоту и пассажирке покинуть вертолет. Они получили травмы и ожоги. Проверяющий и бортмеханик погибли. Вертолет сгорел.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-03568
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.08.1962
Заводской номер ВС 06128
Наработка ВС (часы) 3209
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9146902


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Пржевальск
Пункт назначения Ананьево
Начальный пункт маршрута Пржевальск
Конечный пункт маршрута Ананьево


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению комиссии, причинами возникновения «земного резонанса» и развития аварийной ситуации являются:
    - попадание на неровности грунта (размеры которых находились в пределах ТУ согласно НАС ГА-71) в процессе пробега после посадки по-самолетному;
    - выдерживание оборотов НВ не менее 2400 об/мин, согласно п.4.10.5 РЛЭ Ми-4;
    - невыполнение экипажем требований РЛЭ по прекращению развития резонанса по причине его скоротечности и попадания членов экипажа в неработоспособное состояние из-за полученных травм.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось попадание вертолета в режим «земного резонанса» с последующей потерей работоспособности членов экипажа из-за полученных травм в процессе резонанса.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.