|
|
|
Катастрофа Ми-4 Киргизского УГА в н.п. Ананьево |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 18 июля 1978 г.
Время: 14:11
Страна: СССР
Место происшествия: Киргизская ССР, Иссык-Кульская область, н.п. Ананьево, Иссык-Кульский район
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-03568
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 180 летного отряда выполнял служебный перелет из а/п Пржевальск с целью доставки топлива на посадочную площадку МВЛ Ананьево. На борт экипажем самовольно взята неоформленная пассажирка. Взлет произведен в 10:46 мск (13:46 местного времени). Посадка в Ананьево (42°43’СШ, 77°40’ВД) производилась в 11:11 мск (14:11 местного времени) по-самолетному. Выбранный способ посадки соответствовал полетному весу вертолета, размерам площадки и атмосферным условиям. Приземление произошло без сноса на правое колесо на истинной скорости, близкой к расчетной. Экипаж сбросил «шаг-газ» до минимума и периодически применял импульсное торможение, обороты несущего винта при этом были уменьшены, оставаясь около 2400 об/мин. На удалении 58 м от места касания, при попадании в процессе пробега на неровности грунта (промоины, колеи от автотранспорта, взбугривания в пределах 4-10 см), вертолет вошел в режим «земного резонанса». Его возникновению могло способствовать выдерживание оборотов НВ около 2400 об/мин (в соответствии с рекомендациями РЛЭ Ми-4). Практически мгновенно после попадания на неровности грунта возникли колебания со значительной амплитудой. Произошло разрушение конструкции ВС - обрыв хвостового винта с редуктором, поломка подкосов передних стоек шасси, с последующим опрокидыванием на левый борт. Экипаж был выведен из работоспособного состояния еще до опрокидывания вертолета. Так, проверяющий получил перелом нескольких ребер и обеих костей правой голени и вследствие полученных травм и болевого шока допустил непроизвольное увеличение «шаг-газа», что дополнительно увеличило колебания и перемещение вертолета по аэродрому, который остановился в 98 м от места первого касания на левом борту и загорелся. КВС пытался выключить зажигание двигателей, но не смог найти выключатель. Очевидцы помогли КВС, второму пилоту и пассажирке покинуть вертолет. Они получили травмы и ожоги. Проверяющий и бортмеханик погибли. Вертолет сгорел.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-03568 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.08.1962 |
Заводской номер ВС |
06128 |
Наработка ВС (часы) |
3209 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б9146902 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Пржевальск |
Пункт назначения |
Ананьево |
Начальный пункт маршрута |
Пржевальск |
Конечный пункт маршрута |
Ананьево |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
По заключению комиссии, причинами возникновения «земного резонанса» и развития аварийной ситуации являются:
- попадание на неровности грунта (размеры которых находились в пределах ТУ согласно НАС ГА-71) в процессе пробега после посадки по-самолетному;
- выдерживание оборотов НВ не менее 2400 об/мин, согласно п.4.10.5 РЛЭ Ми-4;
- невыполнение экипажем требований РЛЭ по прекращению развития резонанса по причине его скоротечности и попадания членов экипажа в неработоспособное состояние из-за полученных травм.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось попадание вертолета в режим «земного резонанса» с последующей потерей работоспособности членов экипажа из-за полученных травм в процессе резонанса. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|