Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Тюменского УГА в районе Тобольска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 мая 1978 г.
Время:  15:51
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, Тобольский район, близ Тобольска
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-14393
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Тобольский ОАО
 


Описание
    Пилот 293 летного отряда выполнял полет по обслуживанию строительного управления №36 по маршруту Тобольск - пл-ка Фанерокомбината г. Тобольска - н.п. Ниж. Аремзяны - н.п. Демьянское - пл-ка Фанерокомбината - Тобольск.
    Взлет в н.п Демьянское произведен в 12:48 мск (14:48 местного времени). В 13:50 пилот доложил службе движения а/п Тобольск о пролете н.п. Филатово (14 км от аэропорта) и запросил вход в зону круга. Голос пилота при этом был спокойным. Через 1 минуту 26 секунд после этого доклада экипаж следовавшего за ним Ми-8 доложил о падении вертолета в реку Иртыш.
    Не долетая до площадки Фанерокомбината 12 км, вертолет с высоты 150-200 м перешел на снижение, произвел посадку на реку Иртыш в 35 м от берега, опрокинулся на правый борт и через 1-2 минуты затонул на глубине около 5 м. Пилот и два служебных пассажира (женщина и мужчина, находившийся, по данным судебно-медицинской экспертизы, в алкогольном опьянении средней степени) не смогли покинуть вертолет и утонули.
    Вертолет после его подъема имел следующие повреждения: сломаны лопасти НВ, выбита часть передних стекол, деформирован низ фюзеляжа, имеется кручение с изгибом хвостового вала трансмиссии. При осмотре вертолета обнаружено, что задняя дверь фюзеляжа сорвана с замков закрытого положения ударами изнутри в нижнюю часть двери.
    Катастрофа произошла в 14 км с азимутом 351° от а/п Тобольск (58°15’СШ, 68°14’ВД) в 13:51 мск (15:51 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14393
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1978
Заводской номер ВС 545527028
Наработка ВС (часы) 37
Наработка ВС (циклы) 91
Силовая установка 371673245 371673230


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Тобольский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Тобольск
Конечный пункт маршрута Тобольск


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     По показаниям очевидцев, из горизонтального полета вертолет энергично перешел на снижение с уменьшением оборотов несущего винта. На высоте 50-70 м вертикальная скорость уменьшилась, а затем снова увеличилась. На малой высоте вертолет резко отвернул от стоящих вдоль берега речных судов в сторону реки. Несущий винт вращался медленно, двигатели работали «с перебоями». Задняя дверь вертолета была открыта.
    Комиссия установила, что развитие аварийной ситуации началось через 40-50 секунд после входа в зону круга. На высоте 150-200 м из горизонтального полета вертолет перешел на снижение на режиме самовращения несущего винта. На высоте 20-30 м в результате «подрыва» общего шага произошло кратковременное падение оборотов несущего винта и уменьшение вертикальной скорости снижения, затем вертикальная скорость увеличилась. Отсутствие запаса высоты и наличие населенного пункта Сузгун под вертолетом вынудило пилота произвести посадку на реку вблизи берега. Избегая столкновения с судами, на высоте 10-15 м пилот резко отвернул в сторону реки и с небольшой поступательной скоростью вертолет ударился о воду на удалении 30-35 м от берега. Опрокинувшись, вертолет начал погружаться в воду и через 1-2 минуты затонул.
    По данным журнала принятия решения на вылет заправка перед вылетом из а/п Тобольск была полной (830 кг). Общее время от момента вылета до момента АП составляет 2 часа 24 минуты. Вертолет за это время произвел три посадки, двигатели при посадках не выключались. По расчетам комиссии, остаток топлива на момент АП был 254-306 кг (320 - 385 литров).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: предположительной причиной авиационного происшествия является отказ в полете обоих двигателей. Вероятными причинами отказа могли быть:
    1) отказ топливорегулирующей аппаратуры одного или обоих двигателей;
    2) прекращение подачи топлива к двигателям из-за его полной выработки или утечки в полете через предполагаемую трещину в плите 50.61.116.01.92 крепления подкачивающих насосов расходного бака;
    3) образование воздушной пробки в топливорегулирующей аппаратуре из-за малого остатка топлива в баках.
    Вероятная причина в выводах комиссии о предполагаемой трещине в плите крепления подкачивающих насосов расходного бака опровергается заключением ГосНИИ ГА, согласно которому разрушение плиты произошло при воздействии разрушающей нагрузки. Следов образования и развития усталостных трещин на плите нет. Способствующей причиной ее разрушения является занижение толщины плиты до 2,5 мм, несоответствующее требованиям ТУ.
    В приказе начальника Тюменского УГА указывается еще одна вероятная причина: закрытие пожарных кранов пассажиром, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.