Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 ДВ УГА близ Шахтерска, о. Сахалин
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 июля 1973 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Сахалинская область, г. Краснова, 53 км южнее Шахтерска
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-91534
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 147 летного отряда произвел взлет в 06:04 мск с МК=10° с набором эшелона 2 400 м. Прогноз погоды по маршруту с 04:00 до 07:00 предусматривал: облачность 4/7 баллов слоисто-кучевая, верхняя кромка 1000-1500 м, нижняя кромка 300-500 м, 5-10 баллов верхняя средняя, видимость 2-4 км, местами 1-2 км, дымка, ветер на высоте 2 000 м 300° 40 км/ч. Полет проходил между слоями. В 06:44 экипаж перешел на связь с диспетчером КДП МВЛ а/п Шахтерск и он в 06:49 разрешил снижение до 1 800 м. В 06:52 экипаж запросил местонахождение и получил ответ: «удаление 30 на линии». В 06:52:50 экипаж занял 1 800 м и доложил диспетчеру о выходе на визуальный полет. Диспетчер передал условия подхода и посадки: снижение визуально, посадка курсом 336°. В 06:54:20 экипаж вторично запросил свое местонахождение. Диспетчер ответил: «удаление 30». Экипаж переспросил: «Еще раз 30, да?». На фоне нажатия появилось неясное слово, после чего связь с экипажем прекратилась. Самолет обнаружен на удалении 53 км от а/п Шахтерск на южном склоне горы Краснова (высота 1 093 м) на высоте 950 м полностью разрушенным.
    Расследованием установлено: контроль за предполетной подготовкой экипажа дежурным штурманом не проводился в связи с его отсутствием на рабочем месте. Экипаж для метеоконсультации к дежурному синоптику не заходил и, введя в заблуждение диспетчера АДП, получил разрешение на взлет. Полет самолета до начала снижения проходил нормально. Точка начала снижения определена экипажем с ошибкой на 15-20 км. Экипаж приступил к снижению не на удалении 65-70 км, а на удалении 80-85 км. Диспетчер КДП, который на некоторое время подменил дежурного диспетчера АДП, не зная точного местонахождения самолета и не сообщив экипажу эшелон перехода 2 100 м, разрешил снижение до 1 800 м. В 06:52 диспетчер АДП вернулся на рабочее место и по запросу экипажа ошибочно дал удаление 30 км, приняв местник на экране радиолокатора за отметку самолета. После доклада экипажа о занятии 1 800 м и визуальном полете, диспетчер АДП, полагая, что самолет находится на удалении 30-25 км от аэропорта, разрешил подход и заход на посадку по ПВП. Экипаж, приняв неправильную информацию диспетчера об удалении самолета, увеличил вертикальную скорость снижения до 6 м/с. После разрешения диспетчера на подход и заход на посадку при дальнейшем снижении самолет стал входить в облака. Не имея возможности визуального подхода к аэродрому, экипаж не перешел на полет по ППП, не занял безопасной высоты, а безрассудно продолжал снижаться в облаках до столкновения с горой в 06:55, пытаясь уточнить местонахождение у диспетчера вторичным запросом. Фактическая погода а/п Шахтерск за 06:55 – облачность 9/4 балла, слоисто-кучевая высотой 1 000 м, верхняя, видимость 20 км, ветер 340° 6 м/с.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 13 13
На земле   0
Всего погибших 18


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91534
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.01.1957
Заводской номер ВС 147001150
Наработка ВС (часы) 26509
Наработка ВС (циклы) 12772
Силовая установка Б28171128 Б21372132


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Южно-Сахалинск (Хомутово)
Пункт назначения Шахтерск
Начальный пункт маршрута Южно-Сахалинск (Хомутово)
Конечный пункт маршрута Оха


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина катастрофы – нарушение экипажем требований НПП-ГА-71, выразившееся в снижении ниже безопасной высоты при подходе к а/п Шахтерск по ППП и безответственном отношении диспетчера АДП к исполнению своих служебных обязанностей, выразившемся в нарушении выполнения технологии работы диспетчеров, оставлении своего рабочего места и в невыполнении требований НПП-ГА-71 при руководстве движением самолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.