Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Армянские авиалинии в Ереване
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 июня 1991 г.
Время:  10:55
Страна:  СССР
Место происшествия:  Армянская ССР, Ереван
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-25143
Авиакомпания:  Армянские авиалинии
 


Описание
    Экипаж 2 летного отряда авиакомпании «Армянские авиалинии» выполнял полет по маршруту а/п Эребуни - площадка геолого-геофизической экспедиции для взятия на борт 5 пассажиров. Дальнейший полет должен был проходить по маршруту Одзун - Туманян - Степанаван с посадками на площадки, подобранные с воздуха по указанию заказчика.
    Взлет в а/п Эребуни произведен в 09:48 мск с МК=208° для следования на площадку, расположенную у городской радиовещательной станции (РВС). ИПП в районе Ереванского аэроузла полет по данному маршруту предусматривает на высоте 300 м с облетом города Ереван по западной окраине через п. Ачапняк - Киногородок. Фактически, после взлета экипаж, набрав высоту 100-120 м, левым разворотом взял курс около 30° и, в нарушение установленного маршрута, следовал напрямую через центр города. Службой движения а/п Эребуни указанное отклонение экипажа замечено не было ввиду отсутствия средств инструментального контроля за полетом ВС на высотах ниже нижнего эшелона. Кроме того, технологией работы диспетчера КДП а/п Эребуни контроль за соблюдением экипажем схемы полета в районе аэропорта вообще не предусмотрен.
    Согласно проведенных экспериментальных облетов и показаний свидетелей установлено, что после взлета экипаж взял курс на хорошо просматриваемое высотное здание - Дом молодежи, расположенное в центре города. На расстоянии 500-600 м правее линии пути расположено ущелье, ширина которого достигает 500 м, а глубина - 80 м. По ущелью проходит оживленная автомагистраль - проспект Мясникяна. Ущелье пересекает две линии электропередачи, опоры (высотой 36 м) которых установлены на противоположных склонах ущелья на расстоянии 480-500 м. Провода ЛЭП не маркированы и на фоне покрытых лесом склонов ущелья с воздуха практически не различимы.
    На 7-й минуте полета, находясь в районе Дома молодежи, вертолет без видимых причин резко отвернул вправо на 60-80° и начал снижаться в ущелье. Для предотвращения столкновения с правым склоном экипаж создал левый крен и, находясь в развороте, на высоте 40-60 м от дна ущелья столкнулся левой стойкой шасси с грозозащитным проводом ЛЭП диаметром 12 мм и оторвал его. Часть троса длиной 120 м оказалась заклиненной между тормозным барабаном колеса и узлом стыковки амортстойки с подкосом и была увлечена вертолетом. В момент столкновения с проводами (или непосредственно перед ним) экипаж перевел двигатели на взлетный режим (о чем свидетельствуют результаты их исследования после АП), на котором они находились вплоть до столкновения вертолета с землей. Отсутствие следов соприкосновения с проводами на передней опоре шасси свидетельствует, что в момент столкновения вертолет имел тангаж более 10-11° на кабрирование. По показаниям свидетелей, вертолет после столкновения с проводами набрал высоту 80-100 м. Сочетание указанных факторов позволяет предположить, что в момент столкновения с проводом вертолет находился в режиме торможения с набором высоты, что может свидетельствовать о том, что экипаж заметил провода в непосредственной близости и пытался избежать столкновения с ними. При дальнейшем движении вертолета оборванная часть троса попала в конус вращения несущего винта, что вызвало разрушение лопасти №4. От возникшей вследствие дисбаланса тряски произошло разрушение хвостовой балки. Вертолет потерял управляемость и в перевернутом положении столкнулся с землей на территории городского зоопарка, на склоне ущелья, покрытого деревьями и кустарником (высота места АП 1170 м над уровнем моря), взорвался и сгорел. На земле никто не пострадал, частично разрушена металлическая ограда.
    Катастрофа произошла в 09:55 мск в 11 км северо-восточнее КТА а/п Эребуни.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25143
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.06.1990
Заводской номер ВС 99047557
Наработка ВС (часы) 863
Наработка ВС (циклы) 840
Силовая установка С99311187 С99211170


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Армянские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ереван (Эребуни)
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ереван (Эребуни)
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Блоки и агрегаты автопилота, а также авиагоризонт АГБ-3К командира ВС, являющийся датчиком крена и тангажа для автопилота, практически полностью уничтожены при столкновении вертолета с землей и последующем пожаре, вследствие чего установить их работоспособность до происшествия не представилось возможным и, следовательно, отказ автопилота не может быть исключен. При этом версия о решении экипажа о вынужденной посадке и вследствие этого о снижении в ущелье по причине отказа автопилота более вероятна, чем разворот со снижением под воздействием отказа автопилота, так как маловероятно, что экипаж в течение 15-17 секунд не вмешивался в управление. Трудно представить, что при полете над городом на малой высоте экипаж не осуществлял активного пилотирования и мог в течение столь длительного времени не заметить резкое изменение траектории полета.
    Другая возможная причина - преднамеренное снижение вертолета экипажем в ущелье. В ходе расследования не удалось выявить какие-либо мотивы подобного решения. Однако, учитывая факт недисциплинированности экипажа, выразившейся в невыдерживании схемы выхода с аэродрома, и при отсутствии контроля за выполнением летных заданий на высотах ниже нижнего эшелона, возможность преднамеренного снижения не может быть исключена.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа вертолета явилась следствием снижения в ущелье и его последующего столкновения с ЛЭП. Причины снижения вертолета в ущелье однозначно установить не представилось возможным ввиду гибели экипажа и отсутствия информации бортовых средств объективного контроля.
    Наиболее вероятными причинами могли быть:
    - несигнализируемый резкий отказ автопилота, воспринятый экипажем, как отказ управления, в результате чего командиром ВС было принято решение на выполнение экстренной вынужденной посадки на подобранную в ущелье площадку;
    - умышленное отклонение экипажа от маршрута полета и снижение в ущелье с целью полета над проходящей по нему магистралью.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.