Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Украинского УГА в Хотинском районе Черновицкой области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 ноября 1981 г.
Время:  13:22
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Черновицкая область, близ н.п. Недобоевцы, Хотинский район
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20157
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Черновицкий ОАО
 


Описание
    Экипаж 98 летного отряда выполнял перелет в н.п. Рукшин. В состав экипажа входил и.о. к-ра звена для ввода в строй на АХР командира ВС.
    Прогноз погоды для АХР по восточному и центральному районам Черновицкой области с 12:00 до 18:00 предусматривал: индекс «шторм», полет в тылу циклона, облачность 5-10 баллов верхняя, средняя, 10 баллов слоистая, разорванно-слоистая высотой 150-250 м, умеренная болтанка, дымка, видимость 2-4 км, ветер 160-180° 2-5 м/с.
    В а/п Черновцы в 12:55 фактическая погода была: облачность 10/10 разорванно-слоистая высотой 260 м, дымка, видимость 3000 м, ветер 140° 4 м/с. Погода была выше минимума и.о. к-ра звена.
    Ввиду сложных метеоусловий полеты на АХР и МВЛ были запрещены до 11:00. В Черновицкой области наблюдалась облачная погода с прояснениями, без осадков. Относительная влажность в разных районах области составляла от 92 до 98%. Это способствовало неравномерному распределению значений горизонтальной видимости и высоты нижней границы облачности.
    Взлет в а/п Черновцы произведен в 12:56 мск. На борту находился неоформленный в установленном порядке экипаж другого вертолета Ми-2 (КВС и авиатехник). После пролета н.п. Диновцы экипаж встретил погоду хуже минимума, но, в нарушение п. 8.5.6 НПП ГА-78, не принял решения на возврат, а продолжил полет на высоте ниже безопасной, в нарушение п. 8.5.3 НПП ГА-78. В 13:17-13:18 экипаж произвел посадку на стадионе в н.п. Владычна. Заход на посадку был произведен после выполнения двух виражей на высоте ниже 100 м, без доклада диспетчеру МДП, в нарушение п. 8.7.14 НПП ГА-78. После посадки из вертолета вышли 3-4 человека, КВС Ми-2 (неоформленный пассажир) уточнил у местных жителей место посадки и направление автодороги на н.п. Рукшин, а также направление на н.п. Шировцы. В 13:19 экипаж произвел взлет в направлении н.п. Хотин. До столкновения с землей полет проходил на высоте ниже безопасной, в условиях ограниченной видимости при погоде хуже минимума, в нарушение п. 5.2.10 и 8.3.2 НПП ГА-78. Очевидцы показали, что низколетящий вертолет пересек автодорогу Черновцы - Хотин и скрылся в тумане. Через небольшой промежуток времени, на удалении 600 м от автодороги, вертолет с правым креном более 60° столкнулся с землей в 5 км от места последнего взлета с достаточно большой поступательной скоростью. После удара, разрушаясь и отделяясь от земли, вертолет продвинулся по заснеженному вспаханному полю 85 м и сгорел. Все находившиеся на борту 5 человек погибли.
    Место катастрофы, которая произошла в районе н.п. Недобоевцы (48°26’15”СШ, 26°26’45”ВД) в 13:22, обнаружено на следующий день. Фактическая погода в момент авиапроисшествия в данном районе - туман, видимость 500-1000 м, вертикальная видимость менее 100 м. По заключению комиссии, попав в эти условия, экипаж принял решение на возврат. Выполняя разворот в условиях тумана на малой высоте над заснеженной безориентирной местностью, и.о. к-ра звена допустил превышение крена вертолета и потерю высоты, в результате чего вертолет столкнулся с землей.
    На месте последней стоянки экипаж установил высотомер на ноль. Превышение места АП над местом взлета составляет 100 м. Таким образом, при наличии высоты по прибору 120-130 м истинная высота полета составляла 20-30 м. Безопасная высота по приведенному давлению в данном районе составляла 468 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20157
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.03.1974
Заводской номер ВС 523423034
Наработка ВС (часы) 4503
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371654141 371673076


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Черновицкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Черновцы
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Черновцы
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилось нарушение и.о. к-ра звена требований п. 5.2.10, 8.3.2, 8.5.6, 8.5.3, 8.7.14 НПП ГА-78, выразившееся в выполнении полета на высоте ниже безопасной в метеоусловиях хуже установленного минимума, не предусмотренных прогнозом погоды, над малоориентирной заснеженной местностью.
    Комиссия установила, что понижение метеоминимума и.о. к-ра звена до 150х3000 м проведено незаконно, с нарушением установленных требований.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.