Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Западно-Сибирского УГА в районе Чусовитино
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 ноября 1981 г.
Время:  12:02
Страна:  СССР
Место происшествия:  Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, близ н.п. Чусовитино
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-15744
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
 


Описание
    Экипаж 354 летного отряда выполнял договорной полет с Кемеровской ГАИ по патрулированию автодорог. На борту находился служебный пассажир - инспектор ГАИ.
    Взлет в а/п Кемерово произведен в 07:12 мск. Полет производился при фактической погоде: ясно, видимость до 10 км. Горизонтальный полет выполнялся (по расшифровке барограммы) на высоте 100 м с переходом на снижение с большой вертикальной скоростью. Разрушенный вертолет был обнаружен пассажирами междугороднего автобуса, проходившего мимо по шоссе Ленинск-Кузнецкий - Кемерово, на заснеженном поле в 130 м слева от дороги. Члены экипажа погибли. Подававший признаки жизни сотрудник ГАИ был доставлен в больницу, где по прибытии скончался. Очевидцев происшествия не установлено.
    При снижении вертолет преодолел лесополосу, проходящую перпендикулярно направлению дороги, с высотой деревьев 10 м. Первое столкновение с землей произошло с МК=345° в 22 м от лесополосы с углом наклона траектории не менее 42°, без крена, со скольжением на правый борт и тангажом, близким к нулю. После удара вертолет отброшен на 18 м с МК=45° и опрокинулся на правый борт. Пожара не было.
    Катастрофа произошла в 08:02 мск (12:02 местного времени) в 53 км от а/п Кемерово (54°48’СШ, 86°20’ВД).
    Рычаги раздельного управления двигателями выведены из нейтрального положения вверх. Изломов, повреждений поверхностей защелок и гнезда стопорения нет. На основании этого можно сделать вывод, что рычаги были сняты со стопора и переведены вверх пилотом. Это свидетельствует о том, что действия пилота были направлены на поддержание оборотов несущего винта при падении мощности, подводимой от двигателей, в результате кратковременного отказа системы поддержания оборотов несущего винта.
    По заключению ГосНИИ ГА, угловая скорость лопастей НВ при их разрушении была значительно меньше рабочих оборотов. Степень повреждений правого главного вала значительно меньше, чем у левого главного вала, что свидетельствует о значительно меньших по величине окружных силах, передаваемых от правого двигателя на вал в момент его рассоединения, по сравнению с левым двигателем. МСХ, главный редуктор и двигатели до столкновения с землей были в исправном состоянии.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15744
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.08.1972
Заводской номер ВС 5355210082
Наработка ВС (часы) 5232
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371623139 371651032


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кемерово
Пункт назначения Кемерово
Начальный пункт маршрута Кемерово
Конечный пункт маршрута Кемерово


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: по причине гибели экипажа и отсутствия непосредственных свидетелей падения вертолета установить характер развития аварийной ситуации и переход ее в катастрофическую комиссии не представилось возможным. Установленные в ходе расследования факты наличия хороших визуальных ориентиров на местности (лесополосы, автострады), отсутствие облачности, столкновение вертолета с землей в горизонтальном положении с курсом следования, позволяют исключить потерю пространственного положения пилотом. Резкое снижение с большой вертикальной скоростью, с углом наклона траектории не менее 42°, приземление в 22 м от лесополосы, отсутствие доклада службе УВД о заходе на посадку, не позволяют предполагать, что заход на посадку выполнялся преднамеренно. Наиболее вероятно можно предположить, что развитие аварийной ситуации произошло в результате падения оборотов несущего винта, о чем свидетельствуют значительно меньшая мощность, передаваемая правым двигателем на главный вал, взятие рычагов раздельного управления двигателями вверх и характер разрушения лопастей несущего винта. Малая высота полета и наличие препятствий по курсу полета не позволили восстановить необходимые обороты НВ, что привело к снижению вертолета с последующим попаданием в режим вихревого кольца и удару о землю с большой вертикальной скоростью.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Гибель экипажа и отсутствие показаний очевидцев не позволили установить истинную причину катастрофы. Вероятной причиной катастрофы может быть падение оборотов несущего винта из-за уменьшения мощности, подводимой к нему, и стечение обстоятельств и условий, при которых КВС не смог предотвратить развитие катастрофической ситуации.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.