Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-18Т Кировоградского ВЛУ ГА в Новомиргороде
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 сентября 1981 г.
Время:  19:13
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Кировоградская область, г. Новомиргород
Тип ВС:  Як-18Т
Регистрация ВС:  СССР-44470
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Кировоградское ВЛУ ГА
 


Описание
    Четыре самолета Як-18Т Кировоградского ВЛУ ГА выполняли учебный полет по маршруту в составе группы для перебазирования ВС с а/д Ротмистровка на базовый а/д Малая Виска. Самолеты взлетали с временными интервалами 45-55 секунд. Потерпевший катастрофу самолет Як-18Т №44470 произвел взлет последним, в 18:59.
    Групповой полет осуществлялся на высоте 350 м в левом пеленге с интервалом и дистанцией 200х200 м в следующем порядке: №№81355 - 44507 - 44468 - 44470. В 19:11:30 ведущий группы доложил о пролете траверза Новомиргорода группой из четырех самолетов. После пролета траверза ведущий начал уменьшать скорость полета до 200 км/ч для выпуска шасси. В момент пролета н.п. Новомиргород борт №44470 начал отставать от группы со снижением, уклоняясь влево. Дальнейшее движение самолета происходило с переменными кренами и эволюциями по сложной траектории с постоянной тенденцией движения влево. В 19:13, на конечном этапе полета самолет свалился на левое крыло, столкнулся с землей в черте г. Новомиргород на пустыре, примыкающем к изгибу реки Бол. Высь (48°48’СШ, 31°40’ВД) и разрушился. Три члена экипажа и авиатехник погибли.
    В процессе снижения двигатель работал на режиме малого газа. Дважды, примерно на высоте 150 и 80 м кратковременно двигатель работал на повышенных режимах, что в обоих случаях сопровождалось энергичным изменением траектории влево с большим креном. Полет по сложной траектории занял 50 секунд. Сваливание самолета произошло с высоты 70-80 м с вращением влево вокруг продольной оси. Столкновение с землей произошло под углом -60° с левым креном. На месте АП установлено, что кабина была подготовлена экипажем к вынужденной посадке: магнето выключено, пожарный кран закрыт, аккумулятор выключен.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-18Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44470
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.06.1979
Заводской номер ВС 22202032421
Наработка ВС (часы) 663
Наработка ВС (циклы) 2778
Силовая установка КЯ111020


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Кировоградское ВЛУ ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ротмистровка
Пункт назначения Малая Виска
Начальный пункт маршрута Ротмистровка
Конечный пункт маршрута Малая Виска


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В процессе расследования обнаружено разрушение кронштейна навески левого элерона (2002-10). Согласно заключению ГосНИИ ГА, при разрушении кронштейна среднего узла подвески элерон теряет жесткость и под воздействием потока воздуха будет изгибаться вверх, что эквивалентно даче элеронов на левый крен, вызывая угловую скорость вращения влево от 1,7° до 2,3° в секунду на каждый градус отклонения элерона вверх на скорости полета 180-220 км/ч. При его отклонении вверх на 7-8° возникает угловая скорость крена 12-18°/сек. При этом реакция летчика на крен увеличивается до 36-54°, что согласуется с начальным участком траектории движения самолета при развитии аварийной ситуации.
    ГосНИИ ГА определило, что излом кронштейна имеет усталостный характер. Суммарная площадь усталостного разрушения металла составляет 40% всей площади излома. Причиной образования усталостного излома является конструктивный дефект - недостаточная усталостная прочность конструкции кронштейна. Долом кронштейна произошел от возросшей нагрузки на ослабленное поперечное сечение. На передней части лонжерона в зоне разрушенного кронштейна имеются повреждения от контакта с ним.
    На семи других самолетах училища обнаружены трещины на данных кронштейнах в аналогичных местах, причем трещина определяется только после смыва лакокрасочного покрытия и грунта. Трещины обнаружены даже на самолетах, которые не проходили капремонт и имеют малый налет. Кроме того установлено, что кронштейн имеет изгиб при монтаже, создающий в местах сечения остаточные напряжения, которые наряду с имеющимися производственными дефектами в виде концентраторов напряжений создают нерасчетные осевые нагрузки на кронштейн и, как следствие, приводят к возникновению усталостных трещин с последующим его разрушением.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: наиболее вероятной причиной катастрофы явилось возникновение аварийной ситуации в полете в результате частичного разрушения кронштейна среднего узла подвески левого элерона, что привело к потере поперечной устойчивости и управляемости самолета. Наличие на борту четырех человек и близкой к предельно задней центровки способствовало усложнению аварийной ситуации.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.