Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-18Т Актюбинского ВЛУ ГА в районе а/д Хлебодаровка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 августа 1979 г.
Время:  11:29
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Актюбинская область, близ а/д Хлебодаровка
Тип ВС:  Як-18Т
Регистрация ВС:  СССР-44385
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Актюбинское ВЛУ ГА
 


Описание
    Курсанты 2-го курса Актюбинского ВЛУ ГА Горобец А.Я. (здесь и далее все фамилии изменены) - командир самолета и Залесский А.А. - второй пилот, выполнял учебный полет по кругу по программе первоначального обучения (упражнение 8, задача 2 КУЛП Як-18Т) на самолете Як-18Т №44385 с аэродрома Хлебодаровка.
    Взлет с МК=205° произведен в 09:23:28 мск (11:23 местного времени). В 09:29 в районе четвертого разворота с МКп=205° самолет Як-18Т №44385 столкнулся с Як-18Т №44388 и после разрушения правой плоскости и фонаря кабины воздушным винтом и стойками шасси этого самолета перевернулся через правое крыло, под углом 85° ударился о землю на удалении 2050 м от торца ВПП с МК=205°, разрушился и сгорел. Оба курсанта погибли.
    Як-18Т №44388, который произвел взлет в 09:24:13 для выполнения аналогичного учебного полета по кругу, пилотировали курсанты 2-го курса Погосян В.А. (командир) и Ульянов А.П. (второй пилот).
    Как показал анализ записи радиообмена, распределение самолетов на кругу после взлета самолета №44388 не соответствовало требованиям ИПП а/д Хлебодаровка. Сложная воздушная обстановка возникла в результате входа в круг в течение одной минуты четырех самолетов Як-18Т №№44397, 44417, 44302 и 44289 дополнительно к четырем самолетам Як-18Т (№№44388, 44385, 44311, 44316), выполняющим самостоятельные и контрольные полеты по кругу.
    В связи с недостаточным продольным интервалом между бортами №№44397 и 44289, снижающимися от четвертого к первому развороту после возврата из полета в пилотажной зоне, последний затянул начало первого разворота и выполнил его на 12 секунд позже. Взлетевший с аэродрома Як-18Т №44385 в это время подходил к первому развороту. Набрав высоту 150 м, экипаж Як-18Т №44385 начал первый разворот, так как борт №44397 в это время заканчивал второй разворот. Экипаж Як-18Т №44289, затянувший первый разворот, в 09:24:42 выполнил второй разворот и таким образом оказался впереди борта №44385 на расстоянии не более 1 км. В дальнейшем, на участке от второго к третьему развороту продольный интервал 900-1000 м между самолетами №44289 и 44385 сохранялся. Опасное их сближение в районе второго разворота произошло по причине преждевременного выполнения первого разворота экипажем Як-18Т №44385, перегруженности круга и нечетких действий руководителя полетов в сложившейся воздушной обстановке. После пролета траверза СКП борта №44289, 44385 и 44388 следовали с прежними интервалами, поэтому в 09:26:32 руководитель полетов дал команду: «Борты, после четвертого обеспечьте дистанцию. Борт на третьем, повнимательнее тоже». Приняв команду руководителя полетов, экипаж Як-18Т №44385 отвернул влево на 20-25° и прошел этим курсом 47 секунд, после чего начал выполнять третий разворот для захода на посадку за бортом №44289. Экипаж Як-18Т №44388, следуя за Як-18Т №44385, заметил его отворот влево и, решив, что борт №44385 уходит в зону, прекратил за ним наблюдение и в 09:26:50 начал третий разворот, ориентируясь по положению Як-18Т №44289. Таким образом, оба экипажа (бортов №№44385 и 44388) вели расчет третьего разворота по положению самолета №44289, подходящего к четвертому развороту, что является нарушением установленного порядка ведения осмотрительности. Продолжая заход на посадку за бортом №44289, экипаж Як-18Т №44385 в 09:28:35 выполнил четвертый разворот, снизился до высоты 170-180 м, выпустил щиток и далее находился в горизонтальном полете до входа в расчетную глиссаду. Экипаж Як-18Т №44388 строил стандартный прямоугольный маршрут за бортом №44289. Проконтролировав выход борта №44289 из четвертого разворота, экипаж Як-18Т №44388 начал в 09:27:46 третий разворот. После выполнения четвертого разворота и выпуска щитка экипаж борта №44388 ощутил резкий толчок слева, самолет значительно накренился вправо. После столкновения, в связи с полной растерянностью командира самолета Погосяна В.А., управление на себя взял курсант Ульянов А.П. и произвел посадку перед собой в 650 м от места падения Як-18Т №44385, предварительно сбросив дверь, выключив аккумулятор, генератор и зажигание и закрыв пожарный кран. При вынужденной посадке на пересеченную местность самолет скапотировал. Курсанты получили легкие телесные повреждения. Самолет имеет значительные повреждения основных конструктивных элементов.
    Як-18Т №44385 с разрушенными правой плоскостью и кабиной экипажа потерял управляемость и с углом 85° столкнулся с землей и взорвался. Двигатель и передняя часть фюзеляжа углубились в землю на 1,5 м.
    Столкновение самолетов произошло на высоте 160-180 м в 2150 м от торца ВПП с МКп=205° следующим образом: борт №44388 со снижением ударяется левым пневматиком шасси в правый борт Як-18Т №44385 в районе 11-12 шпангоутов. От удара борт №44385 разворачивается вправо с левым кренением, а у борта №44388 создается правый крен. В момент разворачивания борта №44385 его правый элерон ударяет по правой стойке шасси борта №44388. В результате ломается лонжерон элерона в районе 7-8 нервюр и увеличивается левый крен, а у борта №44388 создается пикирующий момент. В результате правая законцовка ОЧК борта №44385 ударяется об подкос правой стойки шасси борта №44388, начинает смещаться вверх и ударяется о центроплан борта №44388, после чего отрывается окончательно, обрывая щиток правой стойки шасси борта №44388. После этого борт №44388 выводится из правого крена и начинает рубить воздушным винтом по правой ОЧК борта №44385 от 19 до 8А нервюр. После обрыва поврежденной части крыла борт №44385 резко накреняется вправо и попадает пилотской кабиной под остаток воздушного винта борта №44388, затем переходит в неуправляемое падение и сталкивается с землей под большим углом в перевернутом положении.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-18Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44385
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.03.1976
Заводской номер ВС 6202010
Наработка ВС (часы) 807
Наработка ВС (циклы) 2529
Силовая установка КЯ721045


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Актюбинское ВЛУ ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Хлебодаровка
Пункт назначения Хлебодаровка
Начальный пункт маршрута Хлебодаровка
Конечный пункт маршрута Хлебодаровка


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: аварийная ситуация начала создаваться со второго разворота и в дальнейшем развивалась из-за нарушения правил ведения осмотрительности экипажами Як-18Т №№44385 и 44388. Этому способствовали перегруженность круга, нечеткое ведение радиообмена экипажем Як-18Т №44289 и недостатки в руководстве полетами, выразившиеся в несвоевременном принятии мер по обеспечении безопасности полетов.
    Для обеспечения необходимой дистанции экипаж Як-18Т №44385 на траверзе СКП отвернул влево, следовавший за ним борт №44388 принял этот маневр за уход в зону и больше наблюдения за бортом №44385 не вел. Оба экипажа строили маневр и маршрут для производства посадки за бортом №44289, поэтому борт №44388 выполнил третий разворот в установленном месте, вследствие чего срезал круг полетов самолету №44385. В дальнейшем борт №44385 выполнил четвертый разворот на увеличенном удалении от КТА и следовал с МКп=205° на высоте 170-180 м в горизонтальном полете. В это время борт №44388, не видя борт №44385, начал выполнять четвертый разворот, после выполнения которого произошло столкновение с бортом №44385 левым колесом шасси и воздушным винтом с его правой плоскостью и фонарем кабины. На развитие аварийной ситуации оказал существенное влияние недостаточный уровень подготовки экипажа Як-18Т №44385.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: главной причиной летного происшествия является недоученность курсантов в ведении осмотрительности в полете.
    Сопутствующей причиной являются недостатки в организации и руководстве полетами, выразившиеся в несвоевременном принятии мер руководителем полетов по обеспечению установленных интервалов между самолетами на круге полетов и плохом наблюдении за их полетами с земли.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото с личной страницы В.Лобанова (ok.ru)
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.