Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-18Т Краснокутского ЛУ ГА в районе Чкалово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 июня 1983 г.
Время:  10:23
Страна:  СССР
Место происшествия:  Саратовская область, Краснокутский район, близ н.п. Чкалово
Тип ВС:  Як-18Т
Регистрация ВС:  СССР-44461
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Краснокутское ЛУ ГА
 


Описание
    Пилот-инструктор и курсант выполняли учебный полет в зону по задаче №2 упражнения №2 КУЛП Як-18Т 77 г. Взлет с полевого аэродрома Комсомольское произведен с МК=265° в 10:09. Программа полета предусматривала полет в пилотажную зону высотой 800 м с целью обучения курсанта пилотировать самолет в горизонтальном полете, наборе и снижении. В зоне инструктор показывает выполнение элементов управления и передает управление курсанту, который повторяет их в разных направлениях 2-3 минуты.
    Через 3 минуты 50 секунд после взлета экипаж доложил о наборе высоты 800 м и начале выполнения задания. В 10:22:55 на вызов руководителя полетов экипаж не ответил.
    Самолет обнаружен полностью разрушенным на ячменном поле в 5 км юго-юго-восточнее н.п. Чкалово Краснокутского района (50°40’50”СШ, 47°03’30”ВД). Инструктор и курсант погибли. Очевидцев происшествия не найдено.
    По остановившейся стрелке УС-450К установлено, что столкновение с землей произошло на скорости 412 км/ч. Удар произошел под углом наклона траектории -17°, с левым креном 5-7°. Разброс обломков с МК=190° составил около 200 м. Фюзеляж находится в 100 м от места первого удара под углом 110° к направлению разброса. Он разорван в нижней части по шпангоутам 12-13, пилотская кабина полностью разрушена. Двигатель находится в 160 м от места первого удара о землю.
    По данным расшифровки бароспидографа К2-715, во время полета выполнялись снижения с уменьшением режима работы двигателя до малого газа, что приводило к незначительной потере скорости, а набор высоты производился с увеличением режима работы двигателя до номинала. Через 13 минут 15 секунд полета отмечено снижение приборной скорости от 182 км/ч до 152 км/ч в течение 8 секунд с последующим увеличением до 293 км/ч за 45 секунд. Далее за 20 секунд скорость росла до 412 км/ч при столкновении с землей (на барограмме отмечена максимальная скорость 350 км/ч, соответствующая пределу разрешающей способности барабана). Зафиксированная на указателе скорости значение скорости 412 км/ч соответствует проведенным расчетам для снижения с высоты 800 м по времени (1 минута 05 секунд). В процессе снижения экипаж предпринял попытку уменьшить угол снижения увеличением режима работы двигателя.
    На месте повторного касания фюзеляжем земли обнаружен посторонний предмет - штырь Г-образной формы размерами 135х65 мм и диаметром 6 мм. Штырь имеет маркировку, частично деформирован.
    Согласно заключению ГосНИИ ГА, на поверхности штыря спектральным анализом выявлены следы сплава на медной основе и следы сплава на алюминиевой основе. Таким образом, штырь мог находиться в контакте с элементами конструкции самолета. Однако, на поступивших на исследование деталях самолета (качалке системы управления рулем высоты и ее кронштейна) следов контакта именно с этим штырем нет.
    Маркированный штырь является рабочим инструментом, использовался при монтаже деталей органов управления данного самолета и в момент происшествия (по заключению комиссии) находился в контакте с ними (комиссией установлено три возможных положения штыря, которые приводят к заклиниванию продольного управления самолетом).
    Самолет прибыл в училище с ремонта на заводе 406 ГА 01.03.1983 и налетал после последнего ремонта 42 часа 50 минут, произведя 214 посадок. После ремонта проводилось 12 технических обслуживаний самолета по форме Б и одно обслуживание по форме Ф-1 (100 часов налета).
    Комиссия провела осмотр других самолетов Як-18Т (ККЛУГА и АВЛУГА) №№44462, 44326, 44495, 44502, 44466, 44501 и 44278, прошедших капремонт на заводе 406 ГА. В хвостовых отсеках всех самолетов обнаружено незначительное количество посторонних предметов (гаек, винтов, металлизации, пломб и тд). На полу багажного отсека Як-18Т №44278 находился Г-образный предмет размерами 90х50 мм и диаметром 4 мм. В хвостовом отсеке Як-18Т №44262 находилось разрушенное птичье гнездо и мертвая птица.
    Вскрыты серьезные недостатки в организации эксплуатации и летных испытаний самолетов после ремонта, а также в учете и хранении рабочего инструмента на АРЗ №406 ГА.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-18Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44461
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.04.1979
Заводской номер ВС 22202032110
Наработка ВС (часы) 730
Наработка ВС (циклы) 3092
Силовая установка КЯ831067


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Краснокутское ЛУ ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Комсомольское
Пункт назначения Комсомольское
Начальный пункт маршрута Комсомольское
Конечный пункт маршрута Комсомольское


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: вероятной причиной авиационного происшествия явилось попадание постороннего предмета в органы управления руля высоты - в сочленение качалки (5170-10А) и вильчатого болта тяги управления рулем высоты, что привело к отказу управления самолетом в продольном канале.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.