Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Западно-Сибирского УГА в районе Кемерово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 ноября 1976 г.
Время:  16:53
Страна:  СССР
Место происшествия:  Кемеровская область, Кемеровский район, дер. Солонечная
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-02319
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
 


Описание
    Экипаж 354 летного отряда перегонял вертолет на базу после окончания работ по обслуживанию заказчика из аэропорта МВЛ Ларьяк Тюменского УГА в аэропорт Новокузнецк. Последний аэропорт вылета - Колпашево. Взлет произведен в 09:56 мск (13:56 местного времени). Пункт посадки - а/п Кемерово. Полет проходил на высоте 600 м. В 12:38 диспетчер МДП а/п Кемерово передал давление 748 мм рт.ст. и разрешил снижение до высоты 220 м, а в 12:39 передал вертолет под управление старту.
    В 12:46 экипаж вышел на связь с диспетчером старта и доложил о местонахождении и условиях полета. В 12:49 состоялась последняя связь с бортом. В дальнейшем экипаж на связь не выходил и на запросы не отвечал.
    Вертолет был обнаружен в 15 км от а/п Кемерово с азимутом 5°, левее оси трассы 500 м, на заснеженном поле в холмистой местности на северо-восточной окраине дер. Солонечная (55°24’58”СШ, 86°12’00”ВД), ниже уровня аэродрома на 35 м. Вертолет полностью разрушен, передняя часть сгорела. Экипаж и служебный пассажир (авиатехник) погибли. Катастрофа произошла в 12:53 мск (16:53 местного времени).
    По показаниям очевидцев, перед падением на землю вертолет совершал беспорядочные эволюции в воздухе, качание с боку на бок, переворачивание вверх колесами.
    При осмотре деталей автомата перекоса обнаружено, что кронштейн качалки поперечного управления (3231-42) и два задних болта (3101-01) крепления этого кронштейна разрушены под действием многократных переменных эксплуатационных нагрузок (имеют усталостный характер изломов). На сопряженных поверхностях разрушенного кронштейна и ползуна (3231-51) имеются следы типа фреттинг-коррозии.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-02319
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.03.1965
Заводской номер ВС 03173
Наработка ВС (часы) 10872
Наработка ВС (циклы) 14934
Силовая установка Б934672130


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Колпашево
Пункт назначения Кемерово
Начальный пункт маршрута Ларьяк
Конечный пункт маршрута Новокузнецк


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: комиссия установила, что в полете произошел отказ в системе поперечного управления вертолетом, который был вызван нарушением кинематики системы из-за обрыва части кронштейна от ползуна автомата перекоса вследствие усталостного разрушения кронштейна качалки поперечного управления (3231-42) и двух задних болтов (3101-01) крепления этого кронштейна. Данное разрушение привело к потере поперечной управляемости вертолетом. Причины, которая могла бы привести к дополнительным нагрузкам, способствующим усталостному разрушению кронштейна и болтов, не обнаружено. Разрушение данного узла (при наработке 848 часов) является следствием его конструктивно-производственных недостатков.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: летное происшествие произошло в результате потери вертолетом поперечной управляемости из-за усталостного разрушения кронштейна качалки поперечного управления и двух задних болтов крепления этого кронштейна в полете. Усталостное разрушение качалки и болтов произошло вследствие конструктивно-производственных недостатков данного узла.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.