Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в Нижневартовском районе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 августа 1976 г.
Время:  14:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, Нижневартовский район, 140 км восточнее Ларьяка
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25928
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
 


Описание
    Экипаж 331 летного отряда выполнял полет по обслуживанию геодезической экспедиции №165 по маршруту Ларьяк - точки в квадратах 160, 161 - Ларьяк. После выполнения посадок в н.п. Сосновый Бор и точке №1 вертолет прибыл на точку №2 в 140 км с азимутом 92° от н.п. Ларьяк (61°03’СШ, 82°56’ВД) для перевозки геодезической бригады на новую точку. Перед посадкой на данной точке на борту вертолета находились три служебных пассажира и 300 кг груза. После посадки на борт взяты еще 6 пассажиров и 1200 кг груза. Вес груза определялся со слов заказчика. Фактический вес груза составил 1650 кг, а полетный вес 11167 кг и центровка +198 мм, которые не выходили за пределы допустимых для выполнения взлета по-вертолетному с использованием влияния «воздушной подушки».
    Метеоусловия во время взлета: облачность 7-10 баллов, верхняя, средняя, видимость 10 км, ветер юго-западный 3-5 м/с, температура +25°С. Площадка площадью 150х65 м вырублена на болотистом мелоклесье и окружена лесом высотой 10-12 м. На площадке имелся бревенчатый настил 8х7 м.
    Взлет производился в 12:20 мск (14:20 местного времени). Вертолет с данным полетным весом (11167 кг), по показаниям экипажа, устойчиво висел на высоте 3-4 м при оборотах несущего винта 94%, турбокомпрессоров 98-99% и температуре газов перед турбиной 840-860°С. Взлет производился не с настила, а с края площадки. Расстояние по курсу взлета до леса составляло 150 м. После контрольного висения экипаж не снизил вертолет до высоты 1-1,5 м для разгона скорости на этой высоте, а с высоты 3 м перевел вертолет в разгон скорости при одновременном наборе высоты с использованием взлетного режима работы двигателей. Взлет производился с МК=160° при боковом ветре справа под углом 50° скоростью до 5 м/с. Разгон скорости выполнялся медленно, с незначительным набором высоты. Преодоление препятствий (леса высотой 10-12 м) производилось взятием ручки циклического шага «на себя», что привело к гашению поступательной скорости почти до нуля и просадке вертолета в лес. В создавшейся обстановке экипаж проявил растерянность. Командир вертолета, не отдавая ручки циклического шага «от себя», пытаясь удержать вертолет от просадки увеличением шага несущего винта, подал команду бортмеханику выбросить груз. Почти сразу после этой команды вертолет с перезатяжеленным несущим винтом зацепил лопастями несущего винта за деревья, с левым креном упал в лес в 215 м от места взлета (65 м от края леса) на левый борт и загорелся. Двух пассажиров завалило грузом (тросами) и из-за развивающегося пожара спасти их не удалось. КВС, бортмеханик и два пассажира получили ранения, второй пилот и остальные пассажиры не пострадали. Вертолет сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 9 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25928
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.06.1975
Заводской номер ВС 5563
Наработка ВС (часы) 1490
Наработка ВС (циклы) 3804
Силовая установка С96201293 С96201294


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: потеря поступательной скорости над лесом и дальнейшее падение вертолета произошли вследствие безответственного отношения экипажа к выбору способа и направления взлета при ограниченных размерах вырубленной площадки и закрытых подходах. В процессе взлета, несмотря на медленное нарастание скорости и приближение препятствий, экипаж взлет не прекратил, а взятием ручки циклического шага «на себя» для преодоления препятствий допустил потерю скорости с последующим перезатяжелением несущего винта.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является нарушение экипажем п. 4.4.4 РЛЭ - взлет по-вертолетному с использованием влияния «воздушной подушки».


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.