Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-18Т Актюбинского ВЛУ ГА в районе села Каратаусай
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 июня 1977 г.
Время:  12:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Актюбинская область, близ села Каратаусай, Мартукский район
Тип ВС:  Як-18Т
Регистрация ВС:  СССР-44392
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Актюбинское ВЛУ ГА
 


Описание
    Пилот-инструктор Актюбинского ВЛУ ГА выполнял учебный полет в зону по задаче №1 упражнения №3 КУЛП Як-18Т с курсантом. Взлет произведен в 10:16 мск с учебного аэродрома Нагорное. Возврат предусматривался на этот же аэродром. На борт незаконно, с целью катания, был взят авиатехник, исполнявший в этот день обязанности старшего стартового наряда по обслуживанию самолетов на линии осмотра и заправки. В 10:43 самолет потерпел катастрофу на поле кукурузы совхоза «Красный Пахарь» в центре пилотажной зоны №8, в 1,5 км севернее села Каратаусай Мартукского района (50°47’СШ, 56°48’ВД). По показаниям очевидцев, в день происшествия пилот-инструктор выполнил три полета в зону. На протяжении всех этих полетов он допускал элементы воздушного хулиганства (высший пилотаж с выполнением горок и вертикальных фигур на предельно малой высоте), что подтверждается расшифровкой объективной информации (бароспидограмм).
    Комиссия установила, что пилот-инструктор выполнял пилотаж в зоне на недопустимо малой высоте над данной местностью. На конечном этапе полета с начальной высоты 1400 м по высотомеру были выполнены петля, горки с последующими переворотами на горке, с потерей высоты. Снизившись до высоты 400-450 м, на скорости 180-190 км/ч пилотом были выполнены две и третья не полностью штопорные бочки на снижении. При выводе из них самолет столкнулся с землей из-за недостаточной высоты. Превышение местности места катастрофы составляет 110 м от уровня а/д Нагорное, на котором был установлен «0» высотомера. Столкновение с землей произошло с углом тангажа 60° и правым креном 15-17° с первым касанием правым крылом и воздушным винтом и передней частью двигателя.
    Пилот-инструктор и курсант находились в легкой степени алкогольного опьянения (0,9‰ алкоголя в крови и 0,24‰ в моче у пилота-инструктора и 0,58‰ в крови у курсанта). Спиртные напитки употреблялись ими накануне дня полетов. Анализы авиатехника показали отсутствие алкоголя.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета полет по кругу
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-18Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-44392
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.04.1976
Заводской номер ВС 6200711
Наработка ВС (часы) 257
Наработка ВС (циклы) 980
Силовая установка КЯ431023


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Актюбинское ВЛУ ГА
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Нагорное
Пункт назначения Нагорное
Начальный пункт маршрута Нагорное
Конечный пункт маршрута Нагорное


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: причиной катастрофы являются грубые нарушения пилотом-инструктором РЛЭ и НПП ГА-71:
    - посадка на борт постороннего лица;
    - выполнение сложного пилотажа с увеличенным полетным весом на недопустимо малой высоте с элементами воздушного хулиганства.
    Сопутствующие причины:
    - недостатки в организации, руководстве и контроле за выполнением полетов;
    - нарушение плана полетов и последовательности прохождения упражнений КУЛП Як-18Т со стороны пилота-инструктора;
    - слабый контроль и оказание практической помощи в работе молодых пилотов со стороны командно-руководящего состава;
    - отсутствие должного объективного контроля за выполнением полетов.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилась грубая недисциплинированность пилота-инструктора, выразившаяся в выполнении сложного пилотажа на недопустимо малой высоте. Этому способствовала неудовлетворительная организация контроля за выполнением полетов в день авиапроисшествия.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Фото с личной страницы В.Лобанова (ok.ru)
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.