Экипаж 302 летного отряда выполнял работы по обслуживанию экспериментального специализированного управления №5 (ЭСУ-5) треста «Союзгазспецстрой».
В день ЧП экипаж выполнил два полета с грузами на внешней подвеске - с участка Самоцветный в Вуктыл перевез два бака весом 6000 кг и 8000 кг.
В 13:49 мск экипаж вылетел с вертодрома Вуктыл в третий полет с грузом на внешней подвеске - цистерной объемом 50м3, длиной 9 м, диаметром 2,7 м и весом 3200 кг, которую следовало доставить на вертодром Велью (91 км от а/п Ухта с азимутом 81°). Увязка емкости произведена двумя тросами заказчика диаметрами 19 и 22 мм, со средней длиной каждого 12-14 м. Один трос обвивал емкость на удавку, через его свободный конец проходил второй трос, который двумя своими заведенными на петлю концами крепился к крюку троса внешней подвески вертолета.
При расследовании ЧП выявлено, что оба троса заказчика не соответствуют «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Госгортехнадзора - имеют завязанные петли на концах, без предварительной оковки, отсутствуют клейма с указанием грузоподъемности, даты испытания. Стороны строп имеют прижимы, сплющивания, деформации в виде петель. Предъявление для перевозки груза на внешней подвеске нестандартного тросового оборудования создало предпосылку к возникновению аварийной ситуации.
Полет до места назначения проходил без отклонений. После захода на посадку и зависания командир вертолета опустил груз на землю. После доклада бортоператора, что груз на земле, КВС приступил к ослаблению тросов внешней подвески с целью укладки груза. Отцепка тросов заказчика от крюка основного троса внешней подвески производилась путем их сброса бортоператором. После ослабления тросов внешней подвески емкость находилась в вертикальном положении и какой-то небольшой период времени стояла вертикально с небольшим раскачиванием. При висении вертолета с ослабленными тросами на величину до 1 м у емкости появилась тенденция к падению вперед-вправо по положению вертолета. Видя это, штурман, находящийся в нижней кабине, сказал по СПУ: «Осторожно!». Командир вертолета, реагируя на эту команду, с целью поддержания емкости в вертикальном положении, увеличил высоту висения увеличением общего шага на 2,3°, что привело к созданию вертикальной скорости на подъем до 2 м/с. Момент подъема вертолета совпал с моментом падения самой емкости. Вследствие одновременного действия на трос внешней подвески двух сил - натяжения от падения емкости и натяжения от подъема вертолета, трос в районе узла завязки петли лопнул. По заключению комиссии, разрыв троса при его соответствии установленным требованиям был бы невозможен. Причиной его разрушения является нарушение технологии его подготовки заказчиком.
После обрыва троса емкость продолжила падение. Вертолет зафиксировался с увеличением высоты на 2-3 метра от его первоначального положения. На внешней подвеске остался трос длиной 12 м (штатный трос внешней подвески вертолета длиной 5 м и оставшаяся часть троса заказчика длиной 7 м), который самортизировал в несущий винт с левой стороны и захлестнулся на лопасть №4, повредив ее, а также подвесной топливный бак. Захлестнувшийся трос создал тормозящий момент для несущего винта и, увлекаемый винтом по ходу вращения, был сброшен на левую часть вертолета. Ударом троса находившийся на левом пилотском кресле командир вертолета был смертельно травмирован. Вертолет получил повреждение остекления левой части пилотской кабины. Дальнейшее пилотирование осуществлял проверяющий, который увеличил режим работы двигателей вводом коррекции, восстановил обороты несущего винта до 79% и произвел посадку на дорогу в 93 м от вертодрома (63°31’СШ, 55°10’ВД). Происшествие произошло в 15:00 мск.
|