Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Узбекского УГА в районе Ангрена
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 апреля 1983 г.
Время:  12:33
Страна:  СССР
Место происшествия:  Узбекская ССР, Ташкентская область, близ н.п. Эрташ
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22541
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
 


Описание
    Экипаж 164 летного отряда выполнял аэровизуальные полеты по контролю за состоянием устойчивости горных склонов вблизи населенных пунктов по предгорью Кураминского хребта, идущего от Ангрена к перевалу Камчик вверх по реке Ангрен.
    В 08:11 мск экипаж вылетел из а/п Сергели в район Ангрена и в 08:54 доложил о производстве посадки на площадку заказчика. Взяв на борт представителя заказчика, в 08:55 экипаж произвел взлет для выполнения задания.
    Полетный вес и центровка не выходили за установленные нормы, прогнозируемая и фактическая погода соответствовали выполняемому заданию.
    Пройдя траверз устья реки Ангрен, по показаниям очевидцев, вертолет возвратился и вошел в устье реки Эрташ. Выполняя полет на высоте около 1400 м по стандартному давлению, на истинной высоте около 100-115 м от уровня ущелья, вертолет столкнулся с проводами ЛЭП, в результате чего произошел обрыв лопасти №1 рулевого винта и частичное повреждение лопасти №2. Вследствие возникновения дисбаланса начали разрушаться хвостовая и концевая балки вместе с трансмиссией привода рулевого винта. Вертолет, потеряв управляемость, под действием реактивного момента несущего винта, начал вращаться влево и в таком состоянии, двигаясь со снижением, столкнулся с гребнем скалы на высоте 80 м. При этом отделилась и разрушилась хвостовая балка с частью фюзеляжа. Остальная масса вертолета в горящем состоянии упала у подножия отвесной скалы каньона реки Эрташ. Вертолет полностью разрушился и сгорел, все находившиеся на борту погибли. Обломки разбросаны на площади 300х100 м.
    Катастрофа произошла в 10:33 мск (по наручным часам экипажа) в высокогорной местности Чаткальского хребта, в 2 км юго-восточнее н.п. Эрташ, 25 км юго-восточнее г. Ангрен (41°08’30”СШ, 70°21’48”ВД), на высоте 1280 м над уровнем моря. Максимальное превышение склоном ущелья справа - 1438 м, слева - 1594 м.
    Бортовой самописец САРПП-12 сгорел, что не позволило с достоверной точностью оценить действия экипажа в процессе возникновения и развития аварийной ситуации.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22541
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.08.1970
Заводской номер ВС 0149
Наработка ВС (часы) 9652
Наработка ВС (циклы) 18905
Силовая установка С96101151 С91211046


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское УГА, Сергелийский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Сергели
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что командир вертолета, имея определенный опыт летной работы, в нарушение НПП ГА-78 и Руководства по съемочным полетам, предварительную подготовку в составе экипажа для выполнения конкретного полетного задания с привлечением заказчика не проходил. В нарушение п. 10.3.4 НПП ГА-78, перед началом работ обзорный полет с целью определения расположения искусственных препятствий не выполнялся. В результате этого, при входе в устье реки Эрташ, не обеспечив полную осмотрительность, следуя на высоте 100-115 м, экипаж допустил столкновение с проводами ЛЭП. Малозаметность проводов на фоне горного рельефа в ущелье из-за отсутствия маркировки затрудняло их своевременное обнаружение экипажем. При возникновении аварийной ситуации экипаж не имел возможности предотвратить ее переход в катастрофическую ситуацию из-за малой ширины ущелья и отсутствия площадок для приземления.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явилась неудовлетворительная подготовка экипажа к выполнению аэровизуальных полетов в горной местности и отсутствие должной визуальной осмотрительности членов экипажа в полете.
    Происшествию сопутствовала трудность обнаружения проводов ЛЭП на фоне горного рельефа из-за отсутствия их маркировки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.