Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Казахского УГА в районе Эмбы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  11 февраля 1974 г.
Время:  10:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Актюбинская область, Мугоджарский р, г. Даутау, 45 км северо-восточнее Эмбы
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-20124
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Бурундайский ОАО
 


Описание
    Пилот 191 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по перевозке людей и почты по маршруту компрессорная станция №13 (КС-13) - совхоз «Эмбенский» (пос. Родники) - Эмба с целью обслуживания газопровода «Бухара - Урал». На борту находилось 7 пассажиров, 129 кг почты и 24 кг багажа.
    Прогноз погоды по КС-13 (радиус 100 км) предусматривал: полет в тылу гребня, облачность 5-8 баллов, слоисто-кучевая 300-500 м относительно поверхности земли, 10 баллов средняя, слабый снег, дымка, видимость 2-4 км, ветер 200-220° 20-30 км/ч, у земли 180-200° 4-7 м/с, в облаках обледенение. Прогноз погоды не препятствовал выполнению полетного задания.
    Взлет с КС-13 произведен в 10:00 местного времени. В 10:01 пилот вышел на связь с МДП а/п Актюбинск, доложил о взлете и расчетном времени прибытия в район Эмбы в 10:25. Больше связи с пилотом не было, вертолет в пункт назначения не прибыл. Активного руководства полетом диспетчер МДП не осуществлял. В течение 7 часов после установки связи диспетчер местонахождением вертолета не интересовался и только в 17:06 доложил руководителю полетов об отсутствии связи.
    Вертолет обнаружен разрушенным 12 февраля на склоне горы Даутау (отметка 622 м) на высоте 550 м. Все находившиеся на борту погибли. Катастрофа произошла около 10:20, в 45 км северо-восточнее железнодорожной станции Эмба с азимутом 60°.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20124
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.07.1973
Заводской номер ВС 543025073
Наработка ВС (часы) 557
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 371632133 371632138


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Бурундайский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Опрос местных жителей показал, что в районе АП в утренние часы наблюдалась низкая облачность, местами туманы, дымка с ограниченной видимостью. Следовательно, погода была значительно хуже предусмотренной прогнозом. На наличие плохой погоды в данном районе указывают и экипажи самолетов Ан-2 №35139 и 03683, следовавшие из Актюбинска в Челкар и произведшие возврат из-за плохой видимости менее 2 км и обледенения. Экипаж Ан-2 №35139 произвел возврат в 12:34, не долетая 20 км до места АП с вертолетом.
    Комиссия считает, что после 10-15 минут полета по маршруту КС-13 - Родники с МК=290° пилот в районе Мугоджарских гор встретил погоду значительно хуже прогнозируемой и ниже минимума (низкая облачность, туман) и принял решение с целью обхода горного хребта следовать на Эмбу, зная о хорошей погоде в этом районе и понижении местности в этом направлении, и взял курс 240°. Выполняя полет на недопустимо малой высоте при ограниченной видимости, увидев в непосредственной близости склон горы, пилот взял ручку циклического шага на себя, но, располагая значительной поступательной скоростью (130-140 км/ч), вертолет столкнулся с землей.
    Столкновение произошло с МК=230°, вначале хвостовой опорой, хвостовым винтом, затем нижней частью фюзеляжа. После удара нижней частью фюзеляжа вертолет, не отделяясь от земли, с незначительным правым креном и вращающимся несущим винтом, прополз, разрушаясь, 73 метра, развернулся под 90° влево и опрокинулся на правый борт.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось нарушение пилотом требований НПП ГА-71 (п 5.3.5, 5.8.12, 7.4.2, 7.4.6), выразившееся в продолжении полета при встрече метеоусловий, не соответствующих ПВП и минимуму полета, на недопустимо малой высоте.
    Другие причины:
    - низкий уровень организации летной работы, обеспечения полетов и дисциплины в Бурундайском ОАО;
    - неоправдавшийся прогноз погоды, приведший к встрече с опасными метеоявлениями на маршруте полета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.