Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Коми УГА в а/п Инта
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 января 1973 г.
Время:  09:42
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Инта
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22504
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Печорский ОАО
 


Описание
    Экипаж 76 летного отряда выполнял полет по маршруту Инта - Кушор - Инта с целью обслуживания НРЭ №1 Ухтинского геологоразведочного управления. На борту находился груз углещелочного реагента (УЩР) и продуктов питания весом 2411,6 кг и сопровождающая груз.
    Фактическая погода в а/п Инта в момент взлета была: облачность 8/0 баллов верхняя, видимость более 10 км, тихо, давление 744 мм рт.ст., температура -36°С, влажность 70%.
    Характерной особенностью условий руления и взлета в это время было создание сильного снежного вихря от струи несущего винта вертолета.
    В 09:44 мск экипаж приступил к выполнению взлета. Выполнив контрольное висение на высоте 3 м и раздув снег, КВС начал разгон вертолета. В процессе разгона вертолет внезапно попал в сильный снежный вихрь, в котором КВС потерял визуальный контакт с землей. Вместо того, чтобы продолжить взлет, пилотируя по приборам, как рекомендует РЛЭ Ми-8, командир вертолета пытался в этих условиях, при отсутствии ориентиров на заснеженной ВПП, установить визуальный контакт с землей. Увидев ориентир (ёлку на левой стороне ВПП), он принял решение прекратить взлет и завис вблизи этого ориентира. Для гашения поступательной скорости (около 20 км/ч) КВС резко взял ручку циклического шага на себя, но вертолет не остановился вблизи ориентира, а продолжал двигаться по инерции вперед. В усиливающемся вихре командир вертолета потерял ориентир, который в этот момент был уже позади и левее. Пытаясь приблизиться к ориентиру, КВС еще больше взял ручку циклического шага на себя и увеличил шаг-газ, опасаясь столкновения с землей. Резкое взятие ручки циклического шага и увеличение углов установки несущего винта привело к созданию больших углов тангажа и затяжелению несущего винта. КВС окончательно потерял пространственное положение, пытаясь отыскать ориентир, за показаниями приборов не следил. Вертолет с большим углом тангажа, перемещаясь назад со снижением, ударился хвостовой опорой, а затем хвостовым винтом о поверхность ГВПП. От удара хвостовая опора, хвостовой винт и концевая балка разрушились. В результате полученных повреждений вертолет начало вращать влево. КВС выбросило из сиденья, бортмеханика и второго пилота на своих местах прижало к правому борту. Неуправляемый вертолет продолжал вращение, ударяясь лопастями несущего винта о поверхность ГВПП, от чего те стали разрушаться. Затем лопасти НВ ударили по хвостовой балке, что привело к ее разрушению вместе с валом трансмиссии, изгибу оставшейся части вала, который при вращении разрушил расходный бак. В результате разлившееся топливо проникло в грузовую кабину и вызвало пожар, из-за которого взорвался дополнительный топливный бак емкостью 915 литров.
    После падения вертолета на землю (на нижнюю часть фюзеляжа) и покидания пилотской кабины получившие легкие ушибы члены экипажа не смогли спасти служебную пассажирку из-за сильного огня.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22504
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 25.01.1968
Заводской номер ВС 1017
Наработка ВС (часы) 3328
Наработка ВС (циклы) 4659
Силовая установка С9141311 С9141316


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Печорский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Инта
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Инта
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилась неудовлетворительная подготовка КВС к взлету, вследствие чего экипаж потерял пространственное положение в сильном снежном вихре и в этих условиях с пилотированием вертолета не справился.
    Другие причины:
    1) отсутствие четкого взаимодействия членов экипажа;
    2) отсутствие четких указаний в РЛЭ по пилотированию вертолета и взаимодействию членов экипажа при попадании в сильный снежный или пылевой вихрь.
    Виновник: командир вертолета, нарушивший п.2.5.2, 2.5.3, 2.5.4, 4.4.5, 7.6.12 НПП ГА-71 и п. 4.14.9, 4.14.13 и 4.14.15 РЛЭ Ми-8.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.