 |
 |
 |
Катастрофа Як-40 Украинского УГА в Запорожской области |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 декабря 1976 г.
Время: 13:08
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Запорожская область, близ села Казаковское, Вольнянский район
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: СССР-87638
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Запорожский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 100-го летного отряда выполнял учебно-тренировочный полет по отработке действий в особых случаях полета. Взлет произведен в 12:57. После набора высоты экипаж приступил к выполнению задания на полет. В 13:08:05 с борта поступил доклад: «Отказало управление». Диспетчер ответил: «Не понял, кто доложил?». В 13:08:11 экипаж передал: «Высота 2100, падаю». Диспетчер запросил: «Какой борт?». Экипаж ответил: «750». На этом связь с бортом прекратилась. Самолет был обнаружен в поле в 20 км северо-западнее а/д Запорожье близ н/п Казаковское (1 400 м с азимутом 252° от ж/д станции Новогупаловка) частично разрушенным без возникновения пожара. Удар фюзеляжем о землю произошел под углом 25-30° и с левым креном 6° практически без поступательной скорости. Значительного разброса обломков нет. Пилотская кабина была разрушена. Фюзеляж разломился в районе центроплана (по 28 шпангоуту). Киль со стабилизатором отделился и находился в нескольких метрах от фюзеляжа.
Фактическая погода за 13:05 на а/д Запорожье была: облачность 10 баллов высотой 150 м, дымка, видимость 1 700 м, тихо. В облаках слабое обледенение.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-87638 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
25.10.1971 |
Заводской номер ВС |
9141919 |
Наработка ВС (часы) |
5762 |
Наработка ВС (циклы) |
6627 |
Силовая установка |
Н5412060 Н5432073 Н5112052 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Запорожский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Запорожье |
Пункт назначения |
Запорожье |
Начальный пункт маршрута |
Запорожье |
Конечный пункт маршрута |
Запорожье |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Комиссией установлено, что после выполнения упражнения 7а экипаж на высоте 4000-4200 м при скорости 340 км/ч начал занимать исходное положение для упражнения 7б – имитации увода стабилизатора в наборе высоты после взлета. С целью установки заданной скорости 200-210 км/ч экипаж медленно, в течение 55 сек. уменьшал обороты двигателей с 95% до 53%. В момент выхода двигателей на малый газ скорость полета составляла 270 км/ч. Одновременно МСРП-12 зафиксировал перекладку стабилизатора на кабрирование и взятие штурвала на себя, что соответствовало конфигурации самолета в исходном положении перед упражнением 7б. Предположительно, на скорости полета 240 км/ч экипаж ошибочно выпустил шасси вместо закрылков, полный выпуск которых зафиксирован при скорости 215 км/ч. Дальнейший полет происходил с уменьшением скорости ниже значения, заданного для выполнения данного упражнения. Вероятно, экипаж поздно заметил падение скорости из-за возможно завышенных показаний указателя скорости левого пилота. На скорости полета 175 км/ч экипаж дал РУД на увеличение режима до взлетного с целью увеличения скорости для занятия исходного положения. В связи с тем, что приемистость двигателей от малого газа до взлетного режима составляет 10-12 сек., торможение продолжалось. На скорости 162-164 км/ч произошел срыв самолета с резким увеличением крена, тангажа и энергичным разворотом самолета влево с последующим переходом в штопор. В момент срыва элероны и руль поворота находились в крайнем правом положении, руль высоты полностью взят на кабрирование. Это позволяет предположить, что экипаж пытался вывести самолет из создавшегося положения. Самолет с незначительным углом тангажа с левым вращением в горизонтальной плоскости и с вертикальной скоростью до 60 м/с столкнулся с землей и разрушился. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причиной катастрофы является потеря скорости самолета с последующим сваливанием и переходом в штопор. Вероятными причинами потери скорости являются:
а) ошибка в технике пилотирования, допущенная экипажем;
б) пилотирование самолета по, возможно, завышенным показаниям указателя скорости левого пилота. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|