Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Уральского УГА в районе Сарапула
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 ноября 1978 г.
Время:  12:48
Страна:  СССР
Место происшествия:  Удмуртская АССР, Сарапульский район, близ дер. Межная
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  СССР-15212
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское УГА, Кировский ОАО
 


Описание
    Экипаж 349 летного отряда был направлен для договорных работ с заказчиком - объединением «Удмуртнефть» с базированием в а/п Ижевск. 5 ноября в 11:23 экипаж произвел взлет из а/п Ижевск для выполнения аэровизуального полета по доставке четырех работников объединения (главного инженера, зам. генерального директора по кап. строительству, инженера ЦНИПР и главного редактора газеты «Нефтяник Удмуртии») на скважину Ельниковка (75 км с МК=137° от а/п Ижевск).
    Прогноз погоды по маршруту предусматривал: полет в ложбине, облачность 7-10 баллов кучево-дождевая, разорванно-дождевая высотой 100-200 м, дымка, кратковременный снег, видимость 2-4 км, умеренная болтанка, в облаках умеренное обледенение, температура 0…+1°С, влажность 96-100%.
    Через 25 минут полета, в 11:48 мск (12:48 местного времени) вертолет столкнулся с землей в 1,2 км юго-западнее дер. Межная Сарапульского района (56°20’50” СШ, 53°57’30” ВД) в равнинной местности, полностью разрушился и сгорел. Экипаж и пассажиры погибли.
    Столкновение с землей произошло с большим отрицательным углом тангажа (40-60°), левым креном и скольжением, с большой вертикальной скоростью снижения. После столкновения с землей вертолет перевернулся, продвинулся 10 м и разрушился. Разброс обломков 10х6 м.
    Первые 5 минут после взлета и набора высоты полет проходил на высоте 200 м, затем по запросу экипажа и разрешения диспетчера был занята истинная высота 100 м и оставшиеся 17 минут полет проходил на этой высоте. В 11:41 экипаж передал бортовую погоду - облачность 170-210 м, облачность 7-10 баллов, видимость 3-4 км, явлений нет.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15212
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.09.1978
Заводской номер ВС 535816098
Наработка ВС (часы) 24
Наработка ВС (циклы) 55
Силовая установка 471683013 471683032


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Уральское УГА, Кировский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ижевск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ижевск
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: истинную причину катастрофы установить не представилось возможным в связи с разрушением вертолета, гибелью экипажа и отсутствием на борту средств объективного контроля.
    Предположительными причинами являются:
    1) возможный отказ в системе управления вертолетом, выразившийся в отсутствии реакции вертолета на отклонение органов управления командиром для уменьшения вертикальной скорости снижения;
    2) выполнение полета в течение 25 минут в условиях температуры и влажности воздуха, способствующих возможному обледенению входных устройств двигателей и нарушения их нормальной работы при несвоевременном включении противообледенительной системы командиром вертолета или ее неэффективной работы.
    Нарушение нормальной работы двигателей на истинной высоте 100 м могло привести к потере оборотов несущего винта и управляемости вертолета, резкому снижению и столкновению с землей при дефиците высоты и времени у командира вертолета.
    Характер развития катастрофической ситуации, при устойчивой связи, не позволили командиру вертолета передать сообщение диспетчеру УВД.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Истинную причину катастрофы установить не представилось возможным.
    Предположительными причинами являются:
    1) возможный отказ в системе управления вертолетом от ручки управления до гидроусилителей из-за разрушения одной из тяг управления;
    2) возможность ненормальной работы двигателей (их отказ) при полете в условиях температуры и влажности воздуха, благоприятствующих для обледенения входных устройств двигателей.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.