Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Архангельского УГА в районе Нарьян-Мара
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 апреля 1979 г.
Время:  13:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  Архангельская область, НАО, близ а/п Нарьян-Мар
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25968
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
 


Описание
    Экипаж 73 летного отряда выполнял полеты по заявке Хорей-Верской нефтегазоразведочной экспедиции. В 10:21 произведен взлет с а/д Нарьян-Мар. Метеоусловия были простые и не препятствовали выполнению полетов. Последний взлет произведен в 12:54 с посадочной площадки Хыльчую-16. На борту находилось два служебных пассажира и пять пустых кислородных баллонов. Взлетный вес (10042 кг) и центровка не превышали установленные значения.
    Заход на посадку выполнялся на вертолетную площадку Хорей-Верской НГРЭ, расположенную в районе а/д Нарьян-Мар (67°38’ СШ, 53°07’ ВД). В 13:41:55 экипаж доложил диспетчеру СДП о готовности к посадки, но вследствие наложения информации от другого ВС начало доклада было неразборчивым. В 13:42:09 экипаж повторно доложил о готовности к посадке, но диспетчер СДП на доклад не ответил и за заходом вертолета не наблюдал.
    В 13:43:07 диспетчеру АДП а/п Нарьян-Мар поступило сообщение об авиационном происшествии с вертолетом.
    По показаниям очевидцев, заход на посадку вертолета не отличался от обычного. Над площадкой вертолет завис на высоте 10-20 м. На висении начались резкие повороты хвостовой балки вправо-влево, затем началось вращение вертолета по часовой стрелке с нарастающей скоростью. Вертолет сделал 2-3 оборота вокруг вертикальной оси, накренился влево, упал на левый борт и разрушился. При падении он не вращался. Место столкновения с землей находится в 3-4 метрах от бетонной вертолетной площадки. Один пассажир и три члена экипажа погибли при ударе. Второй пилот и другой пассажир доставлены в больницу в тяжелом состоянии, где оба скончались в тот же день.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25968
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.01.1976
Заводской номер ВС 6315
Наработка ВС (часы) 2972
Наработка ВС (циклы) 8036
Силовая установка С95101053 С98101306


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, Нарьян-Марский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: на основании результатов исследований разрушенных частей вертолета и их взаимного расположения, расчетов и моделирования динамики развития происшествия, подтвержденных показаниями очевидцев, начало развития скоротечной аварийной ситуации произошло на высоте 10-15 м. Вертолет с креном не менее 30°, с большой вертикальной скоростью, без какого-либо перемещения, ударился о землю и разрушился.
    По заключению ГосНИИ ЭРАТ ГА, все гидроагрегаты вертолета работоспособны. Признаков их отказа не обнаружено. Следов схватывания металла в парах, а следовательно, и заедания золотников, не обнаружено. На гидроусилителе КАУ-30Б №0306210522 имеются потертости поверхности трения золотника клапана автопилота, а на КАУ-30Б №026210340 - повреждения на поверхности золотника. Гидроусилители РА-60Б и КАУ-30Б №№0306210522 и 02610340 испытывались на стенде и были работоспособны. Третий КАУ-30Б системы продольного управления не исследовался на стенде из-за повреждений при ударе. ГосНИИ ЭРАТ ГА также сделано заключение о его вероятной работоспособности до момента столкновения с землей. Риски и потертости на рабочих поверхностях гильз и золотников возникли при нормальной эксплуатации гидросистемы и не могли являться причиной отказа авиационной техники.
    Комиссия по расследованию катастрофы сделала следующий вывод: по данным результатов исследования в ГосНИИ ЭРАТ ГА агрегатов гидросистемы вертолета, на рабочих поверхностях гильз и золотников имеются риски и потертости. В гидрожидкости, слитой из полостей фильтров гидроусилителей, имеются механические частицы. По техническим условиям размер сетки фильтрующих элементов гидросистемы составляет 12 микрон, что значительно больше зазора в золотниковых парах гидроусилителей (4-9 микрон). Перечисленные факты не исключают возможности кратковременного заедания золотников в агрегатах гидросистемы и, как следствие, ее отказ в работе.
    Заключение: Причиной катастрофы явилась потеря путевой управляемости вертолета на висении из-за отказа в работе гидросистемы, в условиях которой экипаж с пилотированием не справился.
    В особом мнении член комиссии - представитель ГосНИИ ЭРАТ ГА, считает на основании заключения ГосНИИ ЭРАТ ГА, что отказ авиационной техники не является причиной АП. Предположительной причиной катастрофы послужили ошибки в действиях экипажа вертолета в момент посадки.
    В особом мнении член комиссии - представитель МАП также считает что отказа авиационной техники не было. Причиной катастрофы явилась ошибка экипажа, выразившаяся в потере оборотов несущего винта при висении. Отказов гидроусилителей по причине недостаточной фильтрации гидрожидкости не было. Установленные ГОСТ 6-й класс чистоты при выпуске агрегатов и 8-й класс чистоты фильтрации при эксплуатации позволяют допустимое количество и размеры частиц загрязнений в гидрожидкости, не влияющие на надежность работы агрегатов и системы в целом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.