|
|
|
Авария Ми-6 Магаданского УГА в районе Ленска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 14 июля 1977 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, близ Ленска
Тип ВС: Ми-6
Регистрация ВС: СССР-21199
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданское УГА, Чаунский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Чаунского ОАО осуществлял перегон вертолета в ремонт по маршруту Певек - Новосибирск с тремя служебными пассажирами (техбригадой) на борту. В 01:58 мск экипаж произвел взлет из а/п Ленск. Через 10 минут полета, на высоте 1200 м в режиме горизонтального полета экипаж и пассажиры услышали удар (хлопок) в средней верхней части вертолета с последующим рывком вертолета вправо. Через 5 секунд загорелось табло «Пожар» левого двигателя и сработала автоматическая очередь пожаротушения. Экипаж перевел вертолет в режим снижения, выключил левый двигатель и закрыл пожарный кран. Через 17-18 секунд табло «Пожар» левого двигателя погасло. Бортмеханик доложил командиру вертолета о ликвидации пожара. Затем, через 10 секунд, табло «Пожар» вновь загорелось. Бортмеханик разрядил вторую очередь пожаротушения.
Экипаж перевел вертолет на снижение, подобрал с воздуха площадку, начал производить на нее расчет на посадку и передал в аэропорт вылета о возникновении на борту пожара и своем решении произвести вынужденную посадку в районе полета.
В процессе снижения в грузовой и пилотской кабинах (по заявлению экипажа и техбригады) стал появляться запах гари и дыма.
При производстве расчета на посадку на площадку в последний момент в точке приземления стала просматриваться канава, пересекающая площадку в поперечном направлении шириной 15,6 м и глубиной 1,8 м. Ранее обнаружить канаву было затруднительно из-за высокого травяного покрова площадки.
Стремясь перелететь канаву, командир увеличил вертолету угол тангажа и резко увеличил углы установки несущему винту. Эти меры обеспечили перелет фюзеляжа вертолета через канаву, но при этом произошел удар о противоположный край канавы хвостовой опорой и хвостовым винтом. В результате удара произошло отделение килевой балки с хвостовым винтом. После приземления на основные колеса, затем на переднюю стойку, вертолет развернулся влево и плавно опрокинулся на правый борт.
При приземлении был сразу же выключен рабочий двигатель. Пять членов экипажа и техбригада организованно и своевременно покинули горящий вертолет. По заявлению экипажа, через 10 секунд после покидания вертолета на нем начались взрывы и огнем пожара вертолет был полностью уничтожен. Экипаж не пострадал, служебные пассажиры получили ушибы.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
3 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-6 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-21199 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1971 |
Заводской номер ВС |
705205В |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
С3742035 С3243092 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданское УГА, Чаунский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ленск |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Певек |
Конечный пункт маршрута |
Новосибирск |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: авария вертолета произошла по причине возникновения пожара в воздухе и вынужденной посадки вне аэропорта. В связи с полным уничтожением фюзеляжа, всех расположенных в нем агрегатов и приборов, важнейших частей двигателей и их агрегатов, комиссия причину и место возникновения пожара установить не смогла.
Возможными причинами могли быть:
- возникновение пожара на вертолете вследствие разрушения вентиляторной установки;
- замыкание обмотки стартер-генератора СТГ-12ТМ на левом двигателе.
Не исключается также ложное срабатывание системы сигнализации о пожаре, которое имело место на данном вертолете в предыдущем полете.
В Приказе МГА №050 от 05.12.77 указывается, что летному происшествию способствовала ошибка экипажа, выразившаяся в посадке вертолета с большим углом тангажа, что привело к удару хвостовой балки о землю (в Акте комиссии действия экипажа признаны правильными, в соответствии с РЛЭ).
Отрицательное влияние при производстве вынужденной посадки явились большой полетный вес вертолета и отсутствие тренировки командира вертолета производства вынужденной посадки с коротким пробегом и вообще без пробега с одним работающим двигателем и большим полетным весом.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|