Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-6 Магаданского УГА в районе Ленска
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  14 июля 1977 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, близ Ленска
Тип ВС:  Ми-6
Регистрация ВС:  СССР-21199
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Чаунский ОАО
 


Описание
    Экипаж Чаунского ОАО осуществлял перегон вертолета в ремонт по маршруту Певек - Новосибирск с тремя служебными пассажирами (техбригадой) на борту. В 01:58 мск экипаж произвел взлет из а/п Ленск. Через 10 минут полета, на высоте 1200 м в режиме горизонтального полета экипаж и пассажиры услышали удар (хлопок) в средней верхней части вертолета с последующим рывком вертолета вправо. Через 5 секунд загорелось табло «Пожар» левого двигателя и сработала автоматическая очередь пожаротушения. Экипаж перевел вертолет в режим снижения, выключил левый двигатель и закрыл пожарный кран. Через 17-18 секунд табло «Пожар» левого двигателя погасло. Бортмеханик доложил командиру вертолета о ликвидации пожара. Затем, через 10 секунд, табло «Пожар» вновь загорелось. Бортмеханик разрядил вторую очередь пожаротушения.
    Экипаж перевел вертолет на снижение, подобрал с воздуха площадку, начал производить на нее расчет на посадку и передал в аэропорт вылета о возникновении на борту пожара и своем решении произвести вынужденную посадку в районе полета.
    В процессе снижения в грузовой и пилотской кабинах (по заявлению экипажа и техбригады) стал появляться запах гари и дыма.
    При производстве расчета на посадку на площадку в последний момент в точке приземления стала просматриваться канава, пересекающая площадку в поперечном направлении шириной 15,6 м и глубиной 1,8 м. Ранее обнаружить канаву было затруднительно из-за высокого травяного покрова площадки.
    Стремясь перелететь канаву, командир увеличил вертолету угол тангажа и резко увеличил углы установки несущему винту. Эти меры обеспечили перелет фюзеляжа вертолета через канаву, но при этом произошел удар о противоположный край канавы хвостовой опорой и хвостовым винтом. В результате удара произошло отделение килевой балки с хвостовым винтом. После приземления на основные колеса, затем на переднюю стойку, вертолет развернулся влево и плавно опрокинулся на правый борт.
    При приземлении был сразу же выключен рабочий двигатель. Пять членов экипажа и техбригада организованно и своевременно покинули горящий вертолет. По заявлению экипажа, через 10 секунд после покидания вертолета на нем начались взрывы и огнем пожара вертолет был полностью уничтожен. Экипаж не пострадал, служебные пассажиры получили ушибы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-6
Регистрационный номер (id) ВС СССР-21199
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1971
Заводской номер ВС 705205В
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С3742035 С3243092


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Чаунский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленск
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Певек
Конечный пункт маршрута Новосибирск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: авария вертолета произошла по причине возникновения пожара в воздухе и вынужденной посадки вне аэропорта. В связи с полным уничтожением фюзеляжа, всех расположенных в нем агрегатов и приборов, важнейших частей двигателей и их агрегатов, комиссия причину и место возникновения пожара установить не смогла.
    Возможными причинами могли быть:
    - возникновение пожара на вертолете вследствие разрушения вентиляторной установки;
    - замыкание обмотки стартер-генератора СТГ-12ТМ на левом двигателе.
    Не исключается также ложное срабатывание системы сигнализации о пожаре, которое имело место на данном вертолете в предыдущем полете.
    В Приказе МГА №050 от 05.12.77 указывается, что летному происшествию способствовала ошибка экипажа, выразившаяся в посадке вертолета с большим углом тангажа, что привело к удару хвостовой балки о землю (в Акте комиссии действия экипажа признаны правильными, в соответствии с РЛЭ).
    Отрицательное влияние при производстве вынужденной посадки явились большой полетный вес вертолета и отсутствие тренировки командира вертолета производства вынужденной посадки с коротким пробегом и вообще без пробега с одним работающим двигателем и большим полетным весом.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.