Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 ОАО "Сосьвапромгеология" в районе Нягани
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  18 сентября 2013 г.
Время:  13:37
Страна:  Россия
Место происшествия:  ХМАО, Советский район, 48 км западнее Нягани
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-33017
Авиакомпания:  Сосьвапромгеология
 


Описание
    Самолет принадлежал авиакомпании «Таксавиа» и эксплуатировался ОАО «Сосьвапромгеология» по договору аренды. В день происшествия выполнялся полет по маршруту Арбынья - Нефтеюганск.
    В процессе предполётной подготовки по команде КВС авиатехник осуществил дозаправку самолёта автомобильным бензином АИ-95 из 200-литровой бочки, находившейся на площадке. Фактическая заправка топливом составляла 1100 литров (814 кг).
    В 12:10 местного времени экипаж произвёл взлёт с площадки Арбынья. Взлётный вес ВС (4961 кг) и центровка (25,3% САХ) не превышали эксплуатационных ограничений. На борту находились 4 служебных пассажира арендатора и авиатехник.
    В 13:20, во время полета на высоте 700 м по минимально приведённому давлению 771 мм рт.ст с приборной скоростью 180 км/ч, экипаж обнаружил рост температуры головок цилиндров до 220°-230°С. Полное открытие створок капотов и изменение режима работы двигателей положительных результатов не дало. Для охлаждения двигателя путем увеличения скорости его обдува КВС перевел самолет в снижение. Это дало кратковременный положительный результат - температура головок цилиндров снизилась до 200°С. На высоте 500 метров самолёт был переведён в горизонтальный полёт и температура головок цилиндров двигателя опять начала расти, достигнув 300°С. Температура масла была 85-90°С. Тяга двигателя снизилась и горизонтальный полет без снижения стал невозможен. В процессе роста температуры головок цилиндров переход на питание двигателя топливом из правой группы топливных баков, которая не заправлялась на площадке Арбынья, КВС не производил. КВС принял решение выполнить вынужденную посадку на площадку, подобранную с воздуха. Со слов КВС, посадка была произведена на минимальной поступательной скорости с повышенной вертикальной скоростью (парашютированием). Перед посадкой КВС произвёл выпуск закрылков на максимальный угол отклонения, обесточил электросистему самолёта и четырёхходовым топливным краном выключил питание двигателя топливом. Посадка была произведена на болото в 48 км западнее г. Нягань в 13:37. Самолет остановился без крена, с наклоном носовой части фюзеляжа под углом около 15°. Основные шасси, часть двигателя и две лопасти винта погрузились в болотистый грунт. Фюзеляж деформирован по 15 шпангоут. Авиатехник и один пассажир получили серьезные травмы (переломы).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 5 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-33017
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 04.02.1986
Заводской номер ВС 1G218-04
Наработка ВС (часы) 5277
Наработка ВС (циклы) 24822
Силовая установка К16097250


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Сосьвапромгеология
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Арбынья
Пункт назначения Нефтеюганск
Начальный пункт маршрута Арбынья
Конечный пункт маршрута Нефтеюганск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что при заправке самолета на п.п. Арбынья автомобильным бензином Аи-95 из металлической 200 литровой бочки, взятой со склада ГСМ, в левую группу баков, авиатехник заметил, что в баки поступает мутная ржавая жидкость. Он сразу прекратил заправку и доложил об этом КВС и второму пилоту. Тем не менее, КВС принял решение о выполнении полета, расчетная продолжительность которого составляла 3 часа 15 минут.
    При проверке работы двигателя перед полетом выработка топлива производилась из левой группы баков. Параметры работы двигателя соответствовали норме. Полет с питанием двигателя от левой группы баков продолжался около 1 часа - 1 часа 10 минут, после чего 4-х ходовой топливный кран был переключен в положение «сумма», в котором он находился до конца полета.
    При визуальном осмотре комиссией топлива, взятого после АП из фильтра-отстойника обнаружено присутствие в большом количестве механических примесей.
    Значительное количество механических примесей, воды, смол и заниженное октановое число были обнаружены и при лабораторном исследовании топлива из фильтра-отстойника правой группы баков.
    Учитывая вышеизложенное, комиссия предполагает, что гарантийный срок хранения топлива, заправленного на площадке Арбынья в самолёт Ан-2 RA-33017 из металлической бочки, закончился. Условия хранения топлива на площадке Арбынья не соблюдались, что привело к ухудшению физико-химических и эксплуатационных показателем топлива, которое по факту стало некондиционным. Даже разовое повышение содержания механических примесей в применяемом топливе может привести к засорению в системе подачи топлива, что в свою очередь приводит к обеднению смеси и ухудшает условия работы деталей цилиндропоршневой группы двигателя. Чрезмерное обеднение смеси может явиться причиной падения мощности, так как происходит несвоевременное выделение тепла и ухудшается экономичность двигателя. Всё это повышает риск перегрева двигателя АШ-62ИР и его отказа в полёте
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятной причиной АП с самолётом Ан-2 RA-33017 явилось использование некондиционного автомобильного топлива, не предусмотренного действующей эксплуатационно-технической документацией ВС, с низким октановым числом, наличием механических примесей (ржавчины), что привело к росту температуры головок цилиндров за пределы рабочего диапазона, падению мощности двигателя, непреднамеренному снижению высоты полёта и необходимости выполнения вынужденной посадки на заболоченную местность.
    Способствующими факторами могли стать:
    - неудовлетворительная организация хранения, заправки и контроля качества топлива на площадке Арбынья;
    - неправильное решение КВС на выполнение полёта при обнаружении в слитом отстое топлива отклонений от норм (цвет, консистенция, наличие механических примесей).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.