Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 Таджикского РПО ГА в районе Сангвора
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 августа 1979 г.
Время:  12:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, Тавиль-Даринский район, 7 км от н.п. Сангвор
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-14259
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское РПО ГА, Душанбинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 401 летного отряда Душанбинского ОАО выполнял полеты по гравиметрической съемке по заявке управления геологии при Совете Министров Таджикской ССР.
    В 04:04 мск экипаж вылетел из аэропорта базирования Гарм на основную базу заказчика в Навабаде, расположенную в 20 км от а/п Гарм. В 04:47, взяв на борт шесть бортоператоров заказчика, экипаж перелетел на оперативную точку Сангвор, где оставил трех бортоператоров и бочку с бензином (500 л).
    В 05:41 экипаж вылетел к месту работы в районе хребта Петра I по гравиметрической съемке местности. В 07:33, при очередной посадке на оперативной точке Сангвор экипаж дозаправил из бочки 260 кг топлива (общая заправка составила 445 кг) и взлетел для продолжения работы. Через 35 минут (в 08:30) экипаж вновь произвел посадку на оперативной точке Сангвор и примерно в 08:38 вылетел в район работ на удалении 7 км от этой точки. Около 09:00 мск (12:00 местного времени), при облете местности для выбора места очередной посадки на высоте 3110 м вертолет столкнулся со склоном горы, разрушился и почти полностью сгорел. КВС, бортмеханик и три бортоператора погибли. Второй пилот при ударе был выброшен из пилотской кабины, получил тяжелые травмы и скончался в больнице через 2 дня. Место катастрофы расположено в 55 км с А=110° от н.п. Гарм (35 км северо-восточнее а/п МВЛ Тавиль-Дара)
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-14259
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.08.1965
Заводской номер ВС 11176
Наработка ВС (часы) 4117
Наработка ВС (циклы) 6818
Силовая установка Б9837666


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское РПО ГА, Душанбинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     На основании осмотра места происшествия, исследования оставшихся деталей и частей вертолета, опроса второго пилота, установлено, что причиной авиационного происшествия явился полный отказ двигателя в полете при остром дефиците времени и малом запасе высоты над местностью, непригодной для посадки вертолета на режиме авторотации несущего винта. Полная потеря мощности двигателя в полете, по показаниям второго пилота, сопровождалась изменением шума работы силовой установки, разбалансировкой (стремлением опустить «нос»), энергичным снижением. Отказ двигателя, вероятно, произошел в конце выполнения левого разворота на высоте 70-100 м, скорости 80-100 км/ч. Вертикальная скорость на режиме снижения при постоянной скорости 100 км/ч (режиме авторотации несущего винта) составляла около 7-8 м/с, что соответствует фактическим условиям полета (барометрической высоте, температуре наружного воздуха, полетному весу). При подходе к земле за счет «подрыва» вертолета энергичным увеличением общего шага до 13° командиру частично удалось погасить вертикальную скорость. В момент удара о землю поступательная скорость была около 80 км/ч, вертикальная скорость 1-3 м/с, левый крен - до 30°, угол тангажа 1-3° на кабрирование. Левый крен объясняется стремлением экипажа избежать лобового столкновения со склоном горы по направлению полета отворотом влево, в русло ручья. После первого столкновения с землей вертолет отделился и, перемещаясь по склону горы, пролетел около 30 м со скоростью около 60 км/ч. Ударившись о землю второй раз, вертолет перемещался по инерции 65 м вниз по склону и оказался в узком (шириной 2-3 м) русле ручья. Затем вертолет столкнулся с противоположным склоном на другом берегу ручья, окончательно разрушился и загорелся.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является полный отказ двигателя в полете на малой высоте, в условиях, непригодных для производства вынужденной посадки.
    Инженерно-техническая подкомиссия сделала заключение, что истинную причину отказа двигателя установить не представилось возможным ввиду уничтожения двигателя, редуктора, планера и других частей вертолета огнем.
    На основании статистики полных отказов двигателей АШ-82В на вертолетах Ми-4 можно предполагать, что вероятными причинами отказа двигателя могли быть:
    - отказ переключателя магнето ПМ-1;
    - самопроизвольное закрытие в полете пожарного крана.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.