Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-1 Киргизского УГА в Джамбульской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 февраля 1976 г.
Время:  14:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Джамбульская область, 17 км северо-восточнее Каратау
Тип ВС:  Ми-1
Регистрация ВС:  СССР-20301
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО
 


Описание
    Экипажи двух вертолетов Ми-1 (№68043 и 20301) 180 летного отряда выполняли перелет с места работ в а/п Керки (Туркменская ССР) в базовый а/п Фрунзе по маршруту Керки - Карши - Самарканд - Сергели - Чимкент - Джамбул - Фрунзе.
    В день происшествия, после ночевки в а/п Сергели экипажи вылетели в Чимкент, где после дозаправки вылетели в Джамбул (№68043 в 11:43 мск, №20301 в 11:44 мск).
    Полет выполнялся по ПВП на безопасной высоте 2100 м. Прогноз и фактическая погода по маршруту соответствовали установленному минимуму пилотов, полетный вес и центровка вертолетов не выходили за установленные пределы.
    В 12:09, при входе в зону МДП а/п Джамбул, экипажи получили указание от диспетчера МДП а/п Джамбул следовать на запасной аэродром Акколь по причине ухудшения погоды на а/д Джамбул ниже минимума командиров ВС.
    После пролета траверза н.п. Каратау в 12:32 экипаж Ми-1 №20301 получил и подтвердил разрешение диспетчера МДП о снижении до безопасной высоты 1000 м по стандартному давлению.
    С 12:37 на неоднократные вызовы пилота Ми-1 №68043 пилот Ми-1 №20301 не отвечал. Ми-1 №68043 произвел посадку в Акколе в 12:58.
    Организованными поисками вертолет Ми-1 №20301 обнаружен разрушенным в 17 км северо-восточнее н.п. Каратау (43°12’СШ, 70°41’ВД) на заснеженной равнинной местности. Пилот и авиатехник погибли. Катастрофа произошла в 12:35 мск.
    На удалении до 1800 м от места падения вертолета против направления полета, на ширине 100-200 м, найдены частицы лакокрасочного покрытия, обломки лопастей несущего и хвостового винтов.
    Комиссия пришла к заключению, что аварийная ситуация на борту возникла на высоте 1000-1500 м над местностью в режиме снижения. В результате разрушения лопастей несущего и хвостового винтов и появления разрушающей вибрации вертолет потерял устойчивость и управляемость. С резким разворотом от направления полета вправо, по крутой нисходящей траектории он столкнулся с землей в 3 км от точки начала разворота и разрушился.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-1
Регистрационный номер (id) ВС СССР-20301
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.06.1957
Заводской номер ВС 76800408
Наработка ВС (часы) 6328
Наработка ВС (циклы) 12549
Силовая установка 636144


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Киргизское УГА, Фрунзенский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Чимкент
Пункт назначения Джамбул
Начальный пункт маршрута Керки
Конечный пункт маршрута Фрунзе


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По заключению ГосНИИ ЭРАТ ГА, вероятными причинами нарушения нормальной работы несущего винта могли быть:
    - срыв потока на лопастях вследствие превышения скорости полета в режиме снижения;
    - отрыв обшивки на одной из лопастей несущего винта в результате ее местного ослабления, не связанного с конструктивной прочностью лопасти.
    Выводы: катастрофа вертолета произошла вследствие появления значительной разрушающей вибрации вертолета, вызванной обрывом законцовки лопасти №1 несущего винта с последующим разрушением лопастей несущего и хвостовых винтов.
    Отрыв законцовки лопасти №1 несущего винта Р-1200-00 №Р3048304 произошел в результате разрушения обшивки лопасти на участке от нервюры №48 до законцовки из-за потери прочностных свойств конструкции вследствие длительной эксплуатации.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы явилось разрушение лопастей Р1200-00 несущего винта вследствие нарушения его нормальной работы и ударов лопастей НВ по хвостовой балке вертолета в полете, в результате чего вертолет потерял устойчивость и управляемость.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.