Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Тюменского УГА в Мегионе
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 июля 1979 г.
Время:  15:46
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, вертодром Мегион-северный
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-25761
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
 


Описание
    Экипаж 331 летного отряда выполнял задание по обслуживанию Мегионской нефтеразведочной экспедиции из н.п. Мегион по площадкам на буровых.
    После налета в день происшествия 2 часа 50 минут экипаж в 12:55 мск произвел посадку для дозаправки и загрузки на вертодроме Мегион-северный, расположенном в 2,5 км от н.п. Мегион (61°03’ СШ, 76°07’ ВД). Заказчик подвез груз и 16 пассажиров для доставки на буровые. Заявленный вес груза составлял 492 кг (по документам 180 кг продуктов, 4 задвижки по 40 кг и 12 буровых долотьев по 16 кг). Затем в список служебных пассажиров был добавлен находящийся на борту стропальщик (для предстоявшей работы с внешней подвеской). Экипаж к контролю за фактической загрузкой вертолета отнесся безответственно, полагаясь на достоверность количества груза, указанного в предоставленных заказчиком сопроводительных документах.
    К имеющимся на борту 500 литрам топлива было дозаправлено еще 2000 литров. Согласно заправки и загрузочной ведомости взлетный вес составлял 11365 кг, что не превышало допустимый для взлета в зоне влияния «воздушной подушки» при данных метеоусловиях (облачность 10/0 верхняя, видимость более 10 км, ветер 340° 4 м/с, давление 756 мм рт.ст., температура +22°С). Фактически на борту находилось 922 кг груза и взлетный вес составлял 11982 кг, что на 912 кг превышало допустимый вес для конкретных условий на момент АП.
    Выбранный командиром метод взлета в зоне влияния «воздушной подушки» являлся необоснованным и ошибочным. Исходя из условий взлета, слабого и неустойчивого направления ветра, высокой температуры наружного воздуха, метод взлета должен был быть выбран только без учета влияния «воздушной подушки» и тогда максимально допустимый взлетный вес составил бы 11070 кг.
    После зависания над площадкой на высоте 3-4 м против ветра на взлетном режиме двигателей КВС развернул вертолет вправо на 70-80° и, сместившись назад на 10-15 м, с высоты 1,5-2 м начал разгон скорости с неизменным углом тангажа. В процессе разгона обороты несущего винта уменьшились с 94% на висении до 90% к моменту удара о землю на скорости 20-25 км/ч.
    Постепенно снижаясь, вертолет ударился о землю на удалении 80 м от площадки, разрушился и загорелся. Пожар начался из-за выбивания керосина через горловину из дополнительной бочки внутри фюзеляжа при работающих двигателях и необесточенной электрсети. Члены экипажа, получившие незначительные телесные повреждения (бортмеханик-стажер невредим), и 14 из 17 пассажиров покинули горящий вертолет. Командир вертолета через некоторое время бросился в горевший общим костром вертолет через разбитый фонарь пилотской кабины. В этот момент произошло обрушение прогоревшей конструкции вертолета. КВС и оставшиеся на борту три пассажира погибли. Из 14 оставшихся в живых пассажиров 10 были госпитализированы с ожогами, 4 отпущены домой. 1 пассажир скончался от ожогов на 4-ые сутки, второй пассажир скончался еще через несколько дней.
    Катастрофа произошла в 13:46 мск (15:46 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 17 5
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-25761
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.03.1974
Заводской номер ВС 4461
Наработка ВС (часы) 4945
Наработка ВС (циклы) 11597
Силовая установка С9231207 С95201306


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, Нижневартовский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Мегион
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Мегион
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     После запуска двигателей и выполнения контрольного висения перед взлетом КВС, несмотря на значительный опыт работы, не смог определить или просто пренебрег фактической перегрузкой вертолета и принял безрассудное решение на продолжение взлета вплоть до столкновения с землей, хотя правильным решением было бы немедленно прекратить разгон скорости на любом этапе взлета.
    Выводы: аварийная ситуация при взлете возникла вследствие превышения на 912 кг взлетного веса вертолета, перезатяжеления несущего винта, что привело к падению его оборотов, снижению вертолета с последующим ударом носовой частью о землю, разрушению и возникновению пожара. Отказов и неисправностей авиационной техники до столкновения с землей не было.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: катастрофа вертолета произошла в результате нарушения экипажем НПП ГА-78 п.3.3.2, 3.3.5, 4.3.8, 4.3.9, 8.3.2 и РЛЭ Ми-8, выразившееся в превышении максимально допустимого взлетного веса для конкретных условий, а также вследствие представления экипажу недостоверных сведений о загрузке заказчиком.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.